На фоне активных внутриполитических процессов Грузии вопрос об участии или неучастии страны в предстоящем летом саммите Североатлантического альянса в Брюсселе может стать потенциальным скандалом, который ударит по рейтингу правительства и правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» как внутри страны, так и на международной арене.
Поводом для дискуссиий послужил комментарий госминистра Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции
Виктора Долидзе о том, что Грузия не примет участия в саммите Североатлантического альянса 2017 года, так как мероприятие будет менее масштабным и посвящено знакомству нового президента США
Дональда Трампа с НАТО. «Это будет внутренний саммит НАТО, и по этому поводу будет много популизма со стороны нашей оппозиции — что нас не пригласили и т. д. Наверное, мы не будем участвовать, но работаем над тем, чтобы наш вопрос был одним из самых главных», — цитирует Долидзе грузинский портал IPress.
С подобным заявлением в декабре 2016 года выступил и действующий министр обороны Грузии
Леван Изория, отмечает
EADaily. По словам главы оборонного ведомства, Грузия не будет участвовать в саммите НАТО 2017 года, так как он пройдет в узком формате и «будет носить символическую нагрузку» (посвящен планам сотрудничества Альянса с администрацией нового президента США). Изория добавил, что Грузия примет участие в саммите НАТО 2018 года.
В подтверждение слов грузинских министров можно привести заявление спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии
Джеймса Аппатурая. Он заявил, что на будущий саммит 2017 года в Брюсселе соберутся исключительно страны-члены Альянса. «Этот саммит не будет традиционным. В 2017 году на саммите будут присутствовать только страны-члены, но не партнеры. В 2018 году же будет проведен саммит для стран-патрнеров», — сказал Аппатурай.
Несмотря на это, заявления грузинских министров вызвали резкую критику со стороны оппозиционного политического спектра Грузии, их обвинили в отходе от евроатлантического вектора страны и регрессе во взаимоотношениях с Брюсселем.
По словам бывшего члена оппозиционной партии «Единое националное движение», а ныне члена фракции «Европейская Грузия — за лучшее будущее»
Георгия Тугуши, власти Грузии не воспользовались возможностью сблизиться с новой администрацией США. «Это говорит о том, что подход к интеграции в НАТО изменился и власти вновь подтвердили то, о чем говорили ранее — что хотят, чтобы Грузии не было в международной повестке дня», — заявил Тугуши.
Исполнительный секретарь оппозиционной партии «Свободные демократы»
Тамар Кекенадзе в свою очередь выступила с заявлением на имя президента Грузии
Георгия Маргвелашвили, предлагая заинтересоваться работой правительства в направлении интеграции страны в НАТО. Политик также отметила необходимость созыва заседания Совбеза Грузии с целью обсуждения вопроса участия страны в предстоящем саммите НАТО 2017 года.
«Необходимо выяснить, что сделала грузинская сторона для того, чтобы мы были представлены на саммите Альянса… Участие в саммите НАТО возможно лишь в том случае, если правительство будет правильно и эффективно работать, как с представителями стран-членов Альянса, так и новой администрацией США. Работа в этом направлении должна была начаться уже давно. К сожалению, именно такая пассивность и некомпетентность власти препятствуют процессу интеграции Грузии в НАТО», — сказала Кекенадзе.
Институциональное сотрудничество Грузии и НАТО началось с 1994 года, когда Грузия стала участницей программы PfP. Сотрудничество Грузии и НАТО активизировалось после «Революции роз» и прихода к власти
Михаила Саакашвили в 2004 году. На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году Тбилиси получил заверения о членстве в Североатлантическом альянсе при условии соответствия стандартам НАТО. В сентябре 2014 года в ходе саммита НАТО в Уэльсе стороны утвердили пакет мер, содействующих Грузии в ее стремлении к членству в Альянсе. В рамках Существенного пакета 27 августа 2015 года на территории Национального учебного центра «Крцаниси» Минобороны Грузии был открыт Совместный тренировочный и оценочный центр Грузии и НАТО.
Генеральный секретарь НАТО
Йенс Столтенберг 9 февраля 2016 года заявил, что Грузия является одним из «ближайших» партнеров НАТО и у нее есть все «практические инструменты, необходимые для подготовки к членству», но подтвердил, что «Грузия не сможет вступить в НАТО без получения ПДЧ», для этого необходим консенсус всех стран НАТО, чего нет на сегодняшний день. В июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве страны члены и партнеры Альянса договорились о программе обеспечения безопасности Черноморского региона, в которой примет участие и Грузия.