12 июня информагентства запестрели сообщениями: премьер-министр Армении Никол Пашинян анонсировал выход его страны из ОДКБ. Подробностей не сообщалось. Они пришли позже. Оказалось, что журналисты поспешили, как это сейчас принято говорить «поймать хайп». В ходе правительственного часа в Национальном собрании республики Пашинян заявил, что другого пути кроме выхода из ОКДБ у Армении нет. Но сроки, процедуры и механизмы этого процесса он не обозначил. Чуть позже глава армянского МИД Арарат Мирзоян даже попытался сгладить негативные впечатления от заявления своего шефа. По его словам, премьер лишь имел в виду, что Ереван не вернется в объединение в случае выхода из него. Впрочем, осадок все равно остался. И оснований для него хоть отбавляй.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов для telegram-канала Bunin & Co и продолжает:
"Во-первых, сам Пашинян мимоходом назвал ОДКБ «союзом-пузырем». Во-вторых, премьер Армении сделал жесткие выпады в адрес Белоруссии, заявив, что никогда не посетит Минск, пока у власти там будет Александр Лукашенко. «И вообще заявляю, что с этого момента ни один официальный представитель Армении не поедет в Белоруссию», - резюмировал Пашинян.
При этом стоит иметь в виду, что такие заявления он делает не в первый раз. В феврале 2024 года Пашинян анонсировал «заморозку» членства Армении в ОДКБ. В мае правительство его страны заявило, что отказывается от софинансирования объединения. Экспромт заготовленный! Но почему именно 12 июня тема ОДКБ оказалась в фокусе внимания премьера Пашиняна?
Причин для этого несколько. Это совокупность внутри-и-внешнеполитических резонов. Именно 12 июня было заявлено о завершении процесса вывода российских миротворцев из Нагорного Карабаха. Тема- остро переживаемая в Армении. В республике идут массовые протесты. И хотя они, говоря спортивным языком, «не прибавляют от игры к игре», само недовольство правительством раздражает Пашиняна. И он почти не скрывает этого, эмоции в отношении акций протеста слишком личностные для политика такого уровня.
В условиях травмированности армянского общества и фрустрации, как доминирующего настроения Пашинян пытается перехватить политическую иницативу. Он всеми силами переключает внимание с себя и своего кабинета на других. В фокусе его критики «бывшие», которые неверно трактовали вопрос о «самоопределении Карабаха», Россия, которая, как считает Пашинян втянула Армению в «союз-пузырь» и не помогла в час Х, оппозиция, которая ведет себя, по мнению премьера, безответственно. Теперь к этому списку добавился еще один «злой гений» Лукашенко».
Виноваты все, кто угодно, только не премьер и не его соратники. Они, вероятно, чисты, как белый лист. По крайней мере, такой образ Пашинян продвигает публично. Но от него по-прежнему нет ответов на волнующие общество вопросы. Кто компенсирует Армении безопасность после ее разрыва в ОДКБ (пишем Организация, читаем Россия)? Что Запад предлагает реально кроме деклараций о «демократическом выборе» и стремлении минимизировать влияние Москвы на Кавказе? Где и как Ереван остановится в процессе уступок Баку и Анкаре? Ответов нет, зато есть жесткое недовольство оппозицией. И попытки оправдать применение силы против массовых акций. Снова тактика преобладает над стратегией. Блестящие победы над оппонентами без четкого осознания армянской траектории в меняющихся региональных и международных условиях."