Европейский суд никогда не выносил решения о том, что Армения оккупировала Нагорный Карабах. Об этом заявил представитель Армении по международным правовым вопросам Егише Киракосян в ходе слушания по делу «Азербайджан против Армении», передает NEWS.am.
По его словам, представитель Азербайджана заявил, что Армения «игнорирует реакцию на вторжение и оккупацию со стороны Армении». Азербайджан особо подчеркивает решение Европейского суда по правам человека, согласно которому Армения обладает юрисдикцией над Нагорным Карабахом по логике статьи 1 Европейской конвенции. Азербайджан игнорирует тот факт, что определение юрисдикции Суда, согласно прецедентной практике Суда, не может быть приравнено к критерию фиксации ответственности государства за международное нарушение. Европейский суд никогда не выносил решения о том, что Армения оккупировала Нагорный Карабах, заявил он.
«То же самое можно сказать и о резолюциях Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту, которые были искажены представителем и адвокатами Азербайджана. Совбез призвал Армению продолжать оказывать влияние для обеспечения выполнения норм со стороны армян Нагорного Карабаха, но ни разу не упомянул, что Армения является государством-оккупантом, а тем более агрессором. Совбез коснулся местных армянских сил Нагорного Карабаха и призвал стороны немедленно возобновить переговоры в рамках Минской группы. Азербайджан же в одностороннем порядке решил, как сказал президент Алиев, что война неизбежна и что Минская группа мертва. По словам Алиева, именно Азербайджан начал вторую карабахскую войну, чего представитель Азербайджана вчера не опроверг.
Ни Армения, ни представители Нагорного Карабаха никогда не блокировали доступ ООН в Нагорный Карабах. В действительности именно Азербайджан заблокировал доступ в ООН и продолжает это делать сегодня. Азербайджан неоднократно отказывался сотрудничать с армянами Нагорного Карабаха, в том числе в вопросах, связанных с охраной окружающей среды и Сарсангским водохранилищем», – отметил Егише Киракосян.
В свою очередь представляющий Армению адвокат Лоуренс Мартин добавил, чтоУтверждения Азербайджана выходят за временные рамки разбирательства дела. По его словам, единственная логическая интерпретация статьи 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации заключается в том, что должен быть установлен срок, и что он применяется только к действиям, которые имели место, когда обе стороны спора присоединились к конвенции.
«Разрешить Азербайджану предъявлять подобные требования в отношении событий, произошедших до 1996 года, создаст серьезные проблемы с ретроактивным применением Конвенции. Проблема с ретроактивным применением заключается в том, что Азербайджан пытается вернуться в прошлое и заявить, что имеет право поднимать вопросы относительно выполнения Арменией обязательств по конвенции в тот период, когда Армения не имела этих обязательств перед Азербайджаном. Армения, присоединившись к конвенции в 1993 году, и до сентября 1996 года имела обязательства перед 140 государствами, в число которых Азербайджан не входит. Азербайджан присоединился к этой конвенции в 1996 году.
Вчера Азербайджан впервые признал, что материальные обязательства в данном случае распространяются не на всех, а являются коллективными обязательствами, направленными на защиту общих интересов. Они возникают у государств-участников конвенции против других государств-участников конвенции. Суд отметил, что каждое государство-участник должно быть заинтересовано в выполнении этих обязательств в рамках дела. Все это обосновывается в резолюции института международного права, которая занимается обязательствами и правами erga omnes в международном праве. Если государство не имеет никаких обязательств в отношении какого-либо действия или факта до вступления для него в силу договора, оно также не может иметь никаких прав в отношении этих фактов или действий. Это означает, что Азербайджану при осуществлении этого права не должно быть разрешено заявлять, что он имеет право подавать жалобы на действия, произошедшие до этой даты. Иными словами, утверждения Азербайджана выходят за временные рамки разбирательства дела», - заявил Лоуренс Мартин.
Он также призвал суд не принимать искаженные Азербайджаном факты. «Профессор заявил вчера, что программу этнических чисток со стороны Армении в течение 30 лет нельзя считать завершенной до сентября 1996 года. Его коллеги утверждали то же самое, даже представляя противопехотные мины и экологические проблемы так называемыми компонентами этой кампании. Целью этого систематического процесса заключалось в том, чтобы создать впечатление, что вопрос даты в данном деле не важен, поскольку это произошло более трех десятилетий назад и представлено вместе с сегодняшними событиями в одном пакете, представляя весь период как один период.
Однако Армения полностью отвергает обвинения Азербайджана об этнической чистке. Что важно сейчас, так это то, что даже согласно утверждениям Азербайджана, предполагаемая этническая чистка была завершена в 1994 году, до сентября 1996 года, которая является решающей датой по этому делу.
В понедельник Азербайджан не предоставил определения понятия этнической чистки, а вчера один из профессоров заявил, что этническая чистка – это целенаправленная политика, посредством которой одна этническая или религиозная группа стремится выселить гражданское население другой этнической или религиозной группы из определенной территории посредством насилия и запугивания.
Согласно двум определениям комитета ООН, если гражданское население территории было изгнано, и все ушли, то этническая чистка на этом же этапе считается завершенной, действие тем самым считается завершенным. Суд не должен принимать искаженные Азербайджаном факты, которые относятся к отдельным инцидентам, произошедшим позднее, и не являются частью так называемой этнической чистки», – отметил адвокат.