Сдача Азербайджану сел в Тавуше сможет обезопасить Армению и привести к миру, о котором так много говорят армянские власти? Как армянской стороне выйти из порочного круга постоянных уступок?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог, учредитель Армянского института устойчивости и государственного управления Геворк Меликян.
Сейчас армянские власти фактически утверждают, что ради того, чтобы избежать новой войны, надо сдать Азербайджану сёла в Тавуше. По-вашему мнению, насколько этот шаг реально может обезопасить Армению? И приведет ли он, в конце концов, к миру, о котором так много говорят армянские власти?
Ну, если коротко ответить, то нет, конечно, потому что не бывает так, чтобы одна сторона делала уступки, а вторая сторона просто смотрела, когда и как ты их делаешь. И причем, как говорится в знаменитом фильме: «огласите весь список». Вот этот список мы не знаем. И даже если мы бы знали, именно исходя из того, что армянская сторона показывает готовность отдать что-то, получается, что этот список может продолжаться до бесконечности. Вот в этом весь вопрос.
Потому что в международных отношениях не бывает ситуации, при которой одна сторона может быть только требующей, а другая сторона - уступающей или исполнительницей всех этих капризов, требований, предусловий.
Это скорее исходит из логики слабого государства, то есть в международных отношениях есть такое понимание, слабое государство, weak state. И это не касается, на самом деле, того, что ты имеешь, а касается того, как ты себя позиционируешь. Ты себя позиционируешь как сильное государство или как слабое государство.
Но власти Армении как раз говорят, что мы вынуждены уступать, потому что мы не готовы к новой войне, к новому конфликту, а невыполнение условий приведет к войне.
Получается порочный круг. От тебя требуют, но ты не знаешь, как ответить, потому что ты себя считаешь слабым государством. И так как ты слаб, ты должен каким-то образом уступить, а если ты уступаешь, другая сторона выдвигает еще какие-то требования. Другая сторона понимает, что ты боишься этих требований, и ты становишься "клиентом" этого государства.
А как выйти из этого порочного круга? Получается, что ни Запад, ни Россия, ни Иран не способны остановить Азербайджан?
Ну, опять, если посмотреть на международные отношения, на эту систему, то при большом желании, какие-то страны могут заступиться за какую-то другую страну. В случае Армении это должна была быть Россия, по идее, потому что она имеет какие-то обязательства, как и Армения, как и все остальные страны, которые являются членом военно-политического союза. А зачем тогда иметь военно-политический союз? Если какой-то участник военно-политического союза вступает в войну, то да, у тебя есть риск того, что ты тоже должен вступить в войну. В этом и суть союза. То есть ты получаешь много, когда ты в союзе, ты платишь меньше порой, но когда есть риск вовлечения в войну, то да, ты тоже должен вступиться за союзника. Это закон дружбы. Один за всех, все за одного, независимо от того, сколько кто платит.
Но смотрите, Армения заявила о заморозке членства ОДКБ. Многие это объяснили тем, и даже сами власти и связанные с ними эксперты, что это жест в сторону Запада, чтобы получить в обмен на это поддержку Запада. Получается, что Россия с учетом этого отказывается выполнять свои обязательства, но при этом мы не видим и поддержки со стороны Запада?
Для Армении ситуация очень сложная. Как я говорил, я не завидую армянским властям. Насколько я их критикую, но все равно ситуация очень тупиковая. Другой вопрос, почему она такая, эта ситуация. Ну да, конечно же, Запад или любой другой силовой центр не может (сейчас помочь) — естественно, для этого требуются время, инфраструктурные вопросы, системные вопросы, чтобы стать настоящим партнером той или иной страны.
Другой вопрос, что для того, чтобы Армения смогла каким-то образом выйти, как мы уже сказали, из этого порочного круга, она должна начать с себя. Для этого не нужно предусловий. Кто тебе поможет или не поможет... это уже твоя жизнь. Помогут – хорошо, не помогут – ну что поделаешь. Да, и в этом и суть международных отношений. Никто не гарантирует ничего никому. То есть, там изначально не написано, что вот эта страна, она будет очень успешной, а вот другая не будет успешной. Это вопрос стратегического мышления, стратегического решения, как ты должен делать.
Я считаю, что вопреки сложной ситуации не надо сгущать краски настолько, что прямо мы самая слабая страна в мире, которая не может ничего сделать, и либо Россия поможет, либо Запад, а если ни то, ни другое, то все, Армении конец.
Айк Халатян