Парламент Армении приступил к обсуждению вопроса о ратификации Соглашения о статусе миссии наблюдателей ЕС в Армении.
EUMA – залог стабильности?
Соглашением регулируется деятельность миссии ЕС в Армении, распространяясь на миссию и ее персонал и определяя функции миссии на территории Республики Армения. Документом регулируются все аспекты работы миссии от пересечения границ членами миссии, предоставления им привилегий и неприкосновенности, до доступности информации и обеспечения их безопасности. Согласно документу, миссия ЕС в Армении, в том числе ее подразделения, штаб-квартира и персонал, будут рассматриваться таможенными и налоговыми ведомствами Республики Армения как дипломатическое представительство.
Представляя документ, замминистра иностранных дел Мнацакан Сафарян отметил, что документ был подписан 20 ноября 2023 года. Он отметил, что указанный документ важен не только с точки зрения той роли, которую играет миссия в вопросе стабилизации ситуации на восточной границе, но и в контексте политического сближения Армении с ЕС. Гражданская наблюдательская миссия была направлена в Армению сроком на 2 года, изначально в состав миссии входило 138 человек, в дальнейшем состав миссии был расширен до 209 человек, что существенно увеличило возможности проведения постоянного мониторинга за границей. Он подчеркнул, что Армения приветствует как эту, так и другие инициативы, направленные на развитие сотрудничества с ЕС в сфере безопасности.
EUMA может направить в Армению наблюдателей из Турции?
Вместе с тем, оппозицию озадачили некоторые положения документа. В частности, депутат от оппозиционного блока Армения Гегам Манукян отметил, что в соглашении отмечается возможность вхождения в состав миссии лиц, не представляющих страну-члена ЕС. Однако в документе нет ни одного положения, которое бы позволяло Армении выступить с какой-либо позицией относительно включения вышеотмеченных лиц в состав миссии. Означает ли это возможность включения в миссию наблюдателей из Турции, Албании и проч. Также документом предусмотрено информирование руководства Армении о численности миссии. Может ли Армения влиять или вносить ограничения в этот вопрос?» - поинтересовался он.
Замминистра не согласился с утверждениями оппозиционера, указав, что, в соответствии с документом, в случае привлечения наблюдателей из третьих стран, информация предоставляется руководству, а армянская сторона должна дать свое согласие на этот шаг. «Так уже было сделано в случае включения в состав миссии представителей Канады. Я бы также хотел добавить, что согласно ст. 18 соглашения функциональные, технические и административные вопросы могут стать предметом отдельных договоренностей, которые должны быть достигнуты между руководителем миссии и административными органами Армении. Эта статья подразумевает также регламент письменных договоренностей, которыми может быть отрегулирован и вопрос численности состава миссии», - заявил Сафарян.
Депутат продолжил настаивать на том, что конкретного пункта, предоставляющего обязательство ЕС согласовывать с Арменией численность миссии, привлечение в состав миссии представителей той или иной страны, ограничений по привлечению техники, нет. Он счел неприемлемой ратификацию документа, содержащего настолько «гибкие» для трактовки положения.
Обязанности без прав?
Депутат от фракции «Армения» Армен Рустамян в свою очередь заметил, что в документе есть множество положений об обязательствах Армении, но ни слова о правах. «Какие права есть у Армении наряду с обязательствами? Какие права есть у Армении, как суверенного государства? Как будет решаться вопрос действий (миссии) в случае их несоответствия мандату? Может ли Армения способствовать смене статуса? Какие права имеет Армения в плане прекращения действия документа? В целом предусмотрены какие-либо механизмы для решения возникающих проблем?» - поинтересовался оппозиционер, призвав указать конкретные статьи документа, которые эти права подразумевают.
Замминистра отметил: «Соглашение заключалось ввиду того, что присутствие миссии было расценено, как целесообразный шаг с точки зрения безопасности». Он заверил, что Армения может в любой момент прекратить действие Соглашения. «С этой точки зрения, никаких проблем, связанных с суверенитетом нет», - считает Сафарян, добавив, что ст. 19 соглашения регулирует подобную возможность.
Доводы оппозиции – чистой воды манипуляция?
Вице-спикер Рубен Рубинян обвинил оппозицию в стремлении дискредитировать гражданскую наблюдательскую миссию ЕС в Армении. Он отметил, что все заявления оппозиции о возможностях привлечения в качестве наблюдателей представителей Турции являются чистой воды манипуляцией. По словам вице-спикера, есть несколько стран, которые сотрудничают с ЕС в подобного рода миссиях, Канада из их числа, Турция – нет. Он заверил, что миссия ЕС не может без соответствующего согласия и разрешения Армении приехать и остаться в стране; ЕС не может без согласия Армении привлечь и представителей третьих стран. Он счел естественным, что соответствующих положений в рассматриваемом документе нет, указав, что Соглашение всего лишь регулирует статус «наблюдателей и их имущества», а остальные вопросы регулируются двусторонними «договоренностями Армении с ЕС».