Задействования общего рынка газа и электроэнергии в ЕАЭС в этом году ждать не стоит, этот процесс может быть отложен до 2027 года. Об этом сообщил заместитель министра территориального управления и инфраструктур Акоп Варданян на заседании постоянной комиссии НС по вопросам региональной и евразийской интеграции.
По его словам, предусматривалось задействование единого рынка в 2025 году, однако в настоящее время введен в оборот проект решения о продлении сроков. «Полагаю, что этот процесс будет перенесен на 2027 год», - отметил Варданян. Замминистра отметил, что по линии единого рынка газа есть ряд вопросов, по которым страны-члены не достигли консенсуса. Речь о 5-7 группах вопросов, среди которых 2 самых принципиальных вопроса, связанных с формированием тарифов и действием двусторонних договоров.
«Страны-члены не могут прийти к консенсусу по вопросу принципов формирования цен, в частности, что они должны быть одинаковы для всех. Россия и Казахстан против подобного подхода, считая, что для их внутренних потребителей принципы формирования цен должны быть иными», - уточнил Варданян. Еще одним важным вопросом являются действующие двусторонние договора, которые после задействования единого рынка предлагается либо приблизить к общим условиям, либо отменить. В этом случае также Россия и Казахстан выступают против, подчеркивая, что двусторонние договора должны действовать в их нынешнем виде до завершения их срока, а единый рынок должен действовать параллельно с этим. «Мы считаем, что параллельное задействование единого рынка невозможно, поскольку все аспекты уже регулируются двусторонним договором и, на данный момент договор о едином рынке вряд ли будет более дееспособен, как минимум в его нынешнем виде, и не только для нас, но и для остальных стран также», - заявил Варданян, напомнив, что газовый договор РА с РФ действует до 2043 года.
Что касается единого рынка электроэнергии, то тут также есть сложности, заявил замминистра. Сложности в основном связаны с режимным регулированием, которое в случае Армении, не имеющей общей границы с ЕАЭС, больше зависит от регулирования России и Грузии. По этой причине, существующие в этом конкретно вопросе противоречия по большому счету к Армении не относятся, страна голосует в интересах обеспечения консенсуса. «Я не слишком оптимистичен и не думаю, что мы сможем полностью интегрироваться в этот рынок, после его задействования, поскольку у нас нет общей границы с этим рынком. Без режимного согласования с Грузией мы не сможем заключать онлайн-сделок», - отметил он. По словам замминистра, если бы Грузия имела возможность также интегрироваться и действовать по тем же правилам, для Армении ситуация была бы намного проще.
Есть также спорный вопрос задействования программного обеспечения единого рынка. В этом вопросе есть консенсус 4 стран, но нет консенсуса с Казахстаном. «Казахстан настаивает на создании отдельного софта для единого рынка, остальные страны так не считают, в том числе и мы, поскольку знаем как дорого это обходится. Было предложение о внесении изменений к существующему в России программному обеспечению, открывая отдельный сегмент международной торговли, а контроль осуществлялся бы 5 странами. Мы выступили за, поскольку российская программа работает уже 20 лет и за этот период уже выявила свои проблемные стороны», - заявил он.