Дипломатический форум в Анталии продемонстрировал насколько далеки Турция и Армения от окончательного урегулирования двусторонних отношений и насколько сильно в этом процессе представлен Азербайджан. С другой стороны, эксперты обращают внимание на участие особенно в панельной дискуссии, посвященной региону Закавказья, спецпредставителя ЕС по кризису на Южном Кавказе и в Грузии Тойво Клаара, что, по их словам, свидетельствует о растущем внимании Запада к региону. Запад после определенной оттепели в отношениях с Анкарой зажег перед Турцией зелёный свет для активизации в Закавказье, считает армянский тюрколог, академик НАН Армении Рубен Сафрастян, который в интервью VERELQ поделился своими мыслями об итогах Анталийского дипломатического форума.
тюрколог, академик НАН Армении Рубен Сафрастян
Г-н Сафрастян, каковы на Ваш взгляд основные итоги Дипломатического форума в Анталии, прошедшего с 1 по 3 марта, и в котором приняла участие Армения на уровне министра иностранных дел и специального представителя Еревана по урегулированию отношений с Анкарой?
Как сам форум, так и панельная дискуссия, посвященная ситуации на Южном Кавказе, продемонстрировали, что регион пока что далёк от мира, хотя сам процесс поиска путей мирного урегулирования конфликтных ситуаций у нас в регионе продолжается. Это первое. Второй вывод из этого форума заключается в том, что наш регион вызывает больший интерес особенно у Запада, в частности, Европейского союза. То, что в панельной дискуссии, посвященной ситуации на Южном Кавказе принимал участие спецпредставитель ЕС по кризису на Южном Кавказе и в Грузии Тойво Клаар свидетельствует именно об этом. И здесь важны основные месседжи выступления Клаара. Мое внимание привлекло то, что фактически он зажёг перед Турцией зелёный свет для активизации своей политики у нас в регионе.
Как это, что вы имеете в виду?
Насколько я понимаю речь идёт о том, чтобы Турция воздействовала бы на Азербайджан в поисках так сказать компромиссного решения спорных вопросов с Арменией. С другой стороны, активизация Турции это возможность для Запада заполнить тот вакуум, который образовался у нас в регионе после того, как Россия в последние годы начала терять своё влияние здесь по объективным причинам. Запад заинтересован в том, чтобы этот вакуум заполнила Турция, которая воспринимается им как часть Запада, в стратегическом смысле, конечно.
Повторюсь, я думаю этот дипломатический форум, встреча глав МИД Армении и Турции и панельная дискуссия манифестируют тот факт, что процесс мирного урегулирования у нас в регионе не имеет альтернативы. Он должен продолжиться, и он продолжается. Просто надо ожидать что вот наши соседи - и Азербайджан, и Турция возьмут более конструктивный тон в своих заявлениях. Этого не хватило вот на этом форуме. В частности, выступление представителя Азербайджана, в нём превалировало стремление на основе такой жёсткой антиармянской риторики попытаться прикрыть ту неприглядную роль, которую играет Азербайджан у нас в регионе.
С другой стороны, конечно, выступление представителя Турции Сердара Кылыча тоже начало отличаться каким-то новым конструктивным подходом к переговорному процессу урегулирования отношений с Арменией. Я ожидаю, что наши соседи – Азербайджан и Турция станут более склонными к компромиссу.
Давайте о встрече глав МИД Армении и Турции. Это был всего лишь жест вежливости, или за этими переговорами последуют какие-то конкретные шаги по урегулированию двусторонних отношений? Тут нужно, конечно, учитывать, что Ереван и Анкара уже достигли определённых договорённостей ещё 1,5 или 2 года назад, но они до конца так и не были выполнены.
Да, вы правы, эти договорённости, которых стороны достигли ещё года полтора тому назад, не реализованы и тут надо отметить, почему они не были выполнены. Турция не спешит реализовывать их. И на этой встрече представитель Турции Сердар Кылыч не проявил того конструктивного подхода, которого можно было бы ожидать. Можно было ожидать, что Кылыч выступит с заявлением, в котором скажет, что, исходя из того, что Запад видит конструктивную роль Турции в регионе Южного Кавказа, она снимает все свои возражения касательно урегулирования отношений с Арменией и открытия границы, но этого не произошло.
Что касается встречи Мирзояна и Фидана (министров иностранных дел Армении и Турции – ред.), тут, по-моему, надо отметить следующие обстоятельства. Фидан – это фактически новое лицо. Уже проскальзывают новые дипломатические нотки. Фидан фактически меняет политику. Имею в виду, что Турции необходимо решить вопрос своих амбиций в отношениях с США. Турция фактически сняла свои возражения против вступления Швеции в НАТО. Взамен получила возможность приобрести модернизированный вариант американских истребителей F16.
Так Турция самостоятельный игрок или все-таки она подчинена интересам Запада?
Конечно Турция – верный союзник Штатов, член НАТО и так далее. Но это в стратегическом смысле, а в тактическом смысле в какой-то степени пыталась или всё ещё продолжает пытаться играть более такую самостоятельную роль. В частности, пока она не полностью поддается давлению Соединённых Штатов и сохраняет окно особых отношений с Россией, помогая ей избегать, или смягчать издержки санкционной политики Запада. Турция уже начинает менять свою политику в этом отношении, поддаваясь давлению Соединённых Штатов. Я думаю, этим объясняется то, что в целом Запад начал более вот так положительно относиться к роли Турции у нас в регионе. Этим и объясняется заявление представителей ЕС о новой роли Турции в нашем регионе.