25.11.2024
Гамбит Пашиняна
prev Предыдущие новости

Эксперт: «заморозка» участия Армении в ОДКБ существенно снижает ее защищенность

Чем обусловлены заявления российских официальных лиц, которые обвиняют Запад в политике вытеснения России из региона Южного Кавказа при помощи Армении? С чем связано заявление Никола Пашиняна о «заморозке» членства Армении в ОДКБ и к чему это может привести?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский.
 
Чем обусловлены заявления Патрушева, Галузина и других российских официальных лиц, которые обвиняют Запад в политике вытеснения России из региона Южного Кавказа?


Последние заявления высокопоставленных должностных лиц России родились не на пустом месте и обусловлены целым рядом факторов последних лет, происходящих в Армении, Грузии и Азербайджане. Они касаются вопросов безопасности, экономики, всеразличных требований к странам региона извне, давления в контексте присоединения к блоковым евроатлантическим инициативам, а также стиранию исторической памяти и традиций добрососедства проживающих на Южном Кавказе народов посредством т.н. мягкой силы.


Чтобы увидеть, как Великобритания, Франция, США, Евросоюз или другие страны и институты пытаются деструктивно повлиять на процессы в Закавказье, далеко ходить не нужно. Если народные избранники в парламенте Грузии хотят повысить устойчивость суверенитета государства и принять в 2023 г. национальное законодательство о прозрачности иностранного влияния, то по версии названных западных стран это является нарушением свободы слова, свободы распространения информации и свободы СМИ. Так делать нельзя. В то же время подобные и даже более жесткие законы об иностранных агентах действуют в США и Великобритании с начала-середины прошлого века, а в Европейском Союзе, обрушившегося с наиболее активной критикой на грузинские власти, эта инициатива как раз сейчас находится в стадии активной разработки и готовится к принятию. Власти европейских стран называют Алиева диктатором, ОБСЕ задает вопросы к легитимности прошедших в феврале 2024 г. выборов президента Азербайджана, но увеличение Европой закупок нефти и газа у Баку в последние годы идет стремительно прогрессирующими темпами. Власти Франции и других стран континента на словах всячески поддерживают Армению, Европейский Союз направляет в 2023 г. в страну свою мониторинговую миссию, в начале сентября 2023 г. проходят совместные учения Армении и США, а всего лишь неделю спустя Ереван лишается последних шансов зацепиться за влияние в Нагорном Карабахе с выселением оттуда более 100 тысяч беженцев в Армению.


Стоящим особняком негативным фактором и примером является присоединение Армении к Римскому статуту Международного уголовного суда. Это произошло исключительно благодаря действующим властям страны и при том осознании, что ничего, кроме проблем в отношениях с Россией, этот поступок не принесет. Подробно говорить про деструктивную и неограниченную работу с населением и гражданским обществом Армении, Грузии и Азербайджана ряда неправительственных западных организаций даже не приходится. Такие структуры как USAID, NED, NDI, IRI и т.д. привели, к сожалению, в совокупности с иными факторами, к краху не одно и не два государства мира. Этих примеров можно приводить множество.


Таким образом, США, ЕС и отдельные страны Европы преследуют в Закавказье собственные цели, в том числе по вытеснению традиционно присутствующей здесь России. В конечном счете им не нужны мир и стабильность в данном регионе. Политика этих субъектов традиционно проходит под девизом «разделяй и властвуй», о чем и предупреждают российские власти, незаинтересованные с тем же Ираном или другими странами в дестабилизации Южного Кавказа. Вместе с тем проблемы, конфликты Южного Кавказа должны решаться именно региональными игроками и без искусственного вмешательства извне. В обратном случае результат тоже получается, но этот результат является отрицательным, о чем наглядно свидетельствуют примеры стран бывшей Югославии или других стран постсоветского пространства.
 
Почему в этом контексте месседжи звучат в адрес именно Армении?


Армения традиционно является наиболее устойчивым союзником России в регионе. В самой Российской Федерации, по разным оценкам, проживает от миллиона до двух армян. Армения в отличие от Грузии и Азербайджана является участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), благодаря чему получает множество преференций и выгод. Учитывая, в том числе, эти факторы, сотрудничество России и Армении носит стратегический характер.


Таким образом, Россия не может безучастно смотреть на то, как в этом закавказском государстве медленными вялотекущими, но не сбавляющими оборот темпами происходит подмывание основ суверенной армянской государственности. В частности, это выражается в спланированном текущим руководством Армении дрейфом в сторону от механизмов регионального взаимодействия в области безопасности и координации внешней политики с участием стран макрорегиона. Также это проявляется в ползучем курсе завлечения на армянскую территорию евроатлантических сил, преследующих, как уже было сказано и продемонстрировано, сугубо личные интересы.


Россия поздно, но начала понимать, что под словами Пашиняна о «диверсификации» в области политики безопасности подразумевается на самом деле серьезная «переориентация». Когда премьер-министр Армении говорит про развитие потенциала военного сотрудничества с другими странами, например, с Индией или Ираном, то под другими странами необходимо на самом деле иметь в виду Францию, США и в целом НАТО и ЕС. Только с течением времени становится понятно, что после государственных переворотов и таких «диверсификаций» (переориентаций) вследствие политики пришедших на их почве властей происходит полная или частичная утрата странами своего суверенитета, а также потеря или угроза потери территориальной целостности. За примерами Южной Осетии, Абхазии, Крыма, Новороссии далеко здесь ходить не нужно, да и за примерами в армяно-азербайджанских отношениях последних лет тоже.


Если же рассуждать даже не о вопросах безопасности, обороны и внешней политики, а просто об экономике, то здесь тоже сложно не заметить популизма и политиканства. Даже неспециалистам понятно, что участие одной страны в Европейском Союзе и Евразийском экономическом союзе как экономических блоках невозможно, тем более что первый названный союз достаточно высокомерно не признает или как бы не замечает субъектность другого. В этой связи развитие сотрудничества Армении и ЕС при четком и направленном подходе должно по логике вести к выходу закавказской страны из ЕАЭС, что для ее экономики подобно смерти и о чем умалчивается. Кроме того, за последние полтора десятка лет ЕС стал не просто экономическим, но и политическим блоком. Действующее руководство Армении осознает, что реальная вероятность ее вступления в ЕС стремится к нулю, и оно в тоже время не стремится рубить сук, на котором сидит, резко обрывая связи с основным стратегическим партнером – Россией. При этом для внутренней аудитории оно использует и повторяет вместе с тем как мантру любые информационные поводы и шумы при взаимодействии с евроатлантическими чиновниками из ЕС или США. К сожалению, такова форма долговой платы, взимаемой действующим руководителем страны с народа, за его личный приход к власти в пользу внешних заинтересованных акторов.
 
Что планирует сделать Россия, чтобы нейтрализовать планы Запада и удержаться в регионе?


Противоборство России и стран Запада, коллективного Запада идет во многих регионах мира и в различных формах. Закавказье традиционно является южным оплотом и щитом России, где вновь усиливается нарастание дестабилизирующих факторов с помощью внерегиональных игроков. Это касается различных аспектов и форматов – от использования страны НАТО – Турции – для сдерживания в регионе интересов России и Ирана до губительного для Грузии, но необходимого для пополнения статистического фонда ЕС исполнения его требования о введении ничего незначащих по своей сути санкций со стороны грузинских властей в отношении России.


России в этих условиях необходимо наращивать взаимодействие со странами Закавказья, соседями на треках как двусторонних отношений, так и совместного интеграционного взаимодействия.


Так, в конце 2023 г. ЕАЭС, ключевую роль в котором играет экономика России, заключило полноформатное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном, что должно усилить синергию развития экономик региона. Благодаря участию Армении в ЕАЭС, благодаря притоку инвестиций из России и торговле с ней, а также во многом благодаря притоку российских граждан, экономика этой закавказской страны в 2022 г. выросла аж на 12,6%, в 2023 г. на 9,4%. Будет ли продолжаться так в условиях смены внешнеполитического курса и парадигмы текущего армянского руководства? Большой вопрос с потенциальным отрицательным ответом. В среднесрочной и долгосрочной перспективе можно порвать любые самые взаимовыгодные экономические связи стран, бизнеса и народов лишь в угоду абсурднейшей политической конъюнктуре, стоящей и всеми способами защищающей свою власть группы лиц.


Россия будет продолжать развивать прагматичные отношения с Грузией, взаимодействовать на многосторонней основе с Азербайджаном. Важным фактором развития региона на взаимовыгодной для участников основе должен стать диалог в формате 3+3, который может создать пространство, повышающее защиту Закавказья от вмешательства внерегиональных игроков.


Пашинян заявил о «заморозке» членства Армении в ОДКБ. Чем это обусловлено и к чему может привести?


Ползучая цветная революция Армении 2018 г., приобретшая черты легитимизации в 2021 г., как и в других случаях, хотя и несколько медленнее, но продолжает давать свои токсичные плоды своим бенефициарам.
К зачистке (люстрации) властных структур рубежа 2020-х, утверждениях о неэффективности российского оружия в праздничный для России и символичный для старшего поколения армян день 23 февраля еще аж в 2021 г., к обвинениям России в незащите Арцаха при полном собственном признании Пашиняном суверенитета над данной территорией со стороны Азербайджана добавился новый звучный информационный повод от 23 февраля, но уже 2024 г. Этот символизм к уколам России в праздничные, памятные и исторические даты – отличительная черта евроатлантической военно-политической риторики.


К сожалению, приверженцы (как этому учат подготовленных западными странами политиков) фейсбучно-твиттерной дипломатии, сторонники общения с главами других государств со страниц WSJ и Le Figaro, CNN и La Repubblica, приходя к власти на волне информационного шума и бархатной революции, в перспективе мало зачастую заботятся о собственном народе и государстве, отрабатывая повестку своих благодетелей. Их больше заботят встречи с представителями американской и британской разведок, широкий прием делегаций из этих стран на своей территории и последующие заявления о несоюзничестве с Россией.


Говорить в одном интервью о заморозке участия своей страны в оборонном блоке и при этом бить в набат о военной угрозе со стороны соседнего государства – верх некомпетентности. К сожалению, у армянских граждан перед глазами уже есть печальный опыт недавнего времени, когда власти США, ЕС, Франции, других стран Европы на словах всячески поддерживали Армению, а результат получался обратным. Во время пребывания мониторинговой миссии ЕС 2023 г., а также сразу после совместных учений Армении и США в сентябре 2023 г. Ереван лишился последних шансов зацепиться за влияние в Нагорном Карабахе с выселением оттуда более 100 тысяч армян. Далее: а разве помогли эти игроки – ЕС и США – в пограничном конфликте с Азербайджаном? А разве был при этом задействован полный инструментарий и потенциал ОДКБ и СНГ, двусторонние возможности? Пожалуй, обвинений причем солидных здесь получает только и именно Россия.


По всей очевидности, при действующем правительстве Армении и его западно ориентированном курсе, заморозка и приостановка участия страны в ОДКБ, пусть пока что и в вербальном пространстве, существенно снижают ее защищенность за счет повышения региональной нестабильности, привносимой как самим действующим армянским руководством, так и извне. При сохранении текущих тенденций в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет также страдать и экономика, иначе как опустить и другой фрагмент последнего интервью французской газете Le Figaro Никола Пашиняна 23 февраля о том, что Россия «открыто призвала армянское население свергнуть власть»?


Айк Халатян


 


 


 

Стартовали обсуждения и презентация Рейтинга дружественности стран-соседей РФ
Следующая новость next

Регион

Все новости