Покупка второго по величине банка в Армении, Ameriabank-а, крупным банком Южного Кавказа Bank of Georgia (BoG), вызвала много споров и предположений.
Одни утверждают, что за этой сделкой стоит Азербайджан, где в плену находится влиятельный акционер банка и его основатель Рубен Варданян, в то время как другие видят угрозу резкого повышения концентрации финансового рынка страны после захода более крупного игрока со значительными финансовыми ресурсами.
«Заставляет ли Алиев Варданяна продать банк»?
Сделка с покупкой армянского Ameriabank-а произошла в неординарной для данного финансового института ситуации. Крупнейший акционер банка, его основатель находится в азербайджанской тюрьме с 27 сентября 2023 года – азербайджанские силовики его задержали на азербайджанском КПП в Лачинском коридоре при попытке покинуть Нагорный Карабах и въехать в Армению.
Хотя 48,82% акций Варданяна переданы в управление компании «Имаст групп», а сделка о продаже судя по сообщениям готовилась давно, все же многие восприняли ее с опаской. Точнее задаются вопросом, является ли сделка следствием давления на Варданяна в Баку, могут ли среди акционеров Bank of Georgia, который зарегистрирован на лондонской бирже публичной компанией, быть компании с азербайджанским капиталом?
Риски, связанные с безопасностью армянского финансового рынка, стали более предметными после того, как на них стали реагировать эксперты и журналисты-расследователи.
Председатель общественной организации “Журналисты-расследователи”, главный редактор Hetq.am Эдик Багдасарян поинтересовался - пыталось ли правительство Армении выяснить, «заставляет ли Алиев Варданяна продать банк»? «Очевидно, он (находящийся в азербайджанском плену Рубен Варданян – ред.) не знает об этой сделке», - написал Багдасарян на своей странице в Facebook, хотя разговоры о продаже банка идут с 2022 года.
Подозрение о том, что данная сделка стоимостью чуть выше 300 млн долларов не является чисто коммерческой историей и она может быть связана с нахождением Рубена Варданяна в бакинской тюрьме, усиливает цена. Банк был продан по цене более 2,5 раза ниже рынка.
В настоящее время акционерами Америабанка числятся компания Imast Group (48,82% акций, основана Рубеном Варданяном), ЕБРР (17,71%), Азиатский банк развития (13,91%), а также ESPS Group (12,05%). Активы банка оцениваются в $3,5 млрд.
Согласно сделке, грузино-британская компания станет основным акционером банка, но Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР) сохранит в нем пакет в 10% акций. Проект сделки утвержден британским регулятором финансового рынка, далее необходимо согласие ЦБ Армении.
Азербайджанские акционеры могут появиться в будущем
Учитывая, что турецко-азербайджанский капитал имеет большое присутствие в Грузии, эта сделка вызвала обеспокоенность в широких слоях армянского общества относительно рисков безопасности. Основные опасения связаны с возможностью доступа к личным данным жителей Армении и корпоративной информации армянских компаний.
«Поскольку Bank of Georgia является зарегистрированной на бирже компанией, вполне возможно, что многие граждане и институциональные инвесторы Азербайджана и Турции являются прямыми или косвенными акционерами BoG, но это еще не означает, что акционеры имеют доступ к нашим личным данным. Более того, если акционеры не имеют доступа к нашим персональным данным, это не значит, что утечка данных исключена, у спецслужб есть много других инструментов для получения данных. И здесь национальность владельцев банка не имеет значения», - поделился своими мыслями с VERELQ экономист Айказ Фанян.
Пока Центральный банк Армении, в своем качестве регулятора, не спешит комментировать слухи о возможном присутствии азербайджанского капитала в Bank of Georgia (BoG) и связанные с этим риски безопасности. Он должен принять решение о том, одобрить эту сделку или нет.
Между тем осведомленные в финансовом состоянии источники VERELQ допускают возможность наличия интереса азербайджанского капитала.
“Bank of Georgia – является публичной компанией и может иметь таких (азербайджанских – ред.) акционеров. Или, если сейчас нет таковых среди акционеров, они могут запросто появиться в будущем. Это не должно быть проблемой для международных компаний, если соблюдаются процедуры корпоративного управления. Например, я уверен, что такие акционеры были и у банка HSBC, недавно объявившего об уходе с армянского рынка”, - сказал собеседник VERELQ на условиях анонимности.
Bank of Georgia Group включает в себя несколько крупных финансовых компаний мира, таких как JP Morgan, BlackRock, Vanguard Group, Schroders, Norges Bank Investment Management и другие. Общая стоимость активов банка оценивается в $9,6 миллиарда. Однако вопрос о том, связан ли азербайджанский интерес с этими акционерами или кто именно скрывается за офшорными структурами, остается открытым.
Эксперт по Грузии Джони Меликян положительно расценивает сделку по приобретению Ameriabank-а, считая ее доказательством того, что финансовые системы Армении и Грузии привлекательны друг для друга. «В контексте укрепления армяно-грузинских отношений на политическим уровне, которые приводят к упрощению передвижения людей, этот шаг может сработать на упрощение денежных потоков», - заметил Меликян в беседе с VERELQ.
Угроза доминирования одного банка
Вступление крупного участника на армянский финансовый рынок, помимо вопросов безопасности, вызывает тревогу среди экспертов из-за угрозы резкого увеличения концентрации в этой сфере. По их мнению, такой шаг может привести к доминированию одного банка со значительными финансовыми ресурсами, что может ослабить и поглотить средних и малых игроков.
Эксперты подчеркивают, что такая концентрация может иметь негативные последствия для местных финансовых игроков, их конкурентоспособности и разнообразия предложений на рынке.
«Основной опасностью для армянского финансового сектора является возможность банка доминировать. Например, Bank of Georgia предоставляет услугу банка-корреспондента средним и маленьким банкам Армении. Для некоторых из этих банков он единственный.
При закрытии корреспондентских счетов со стороны Bank of Georgia несколько банков могут остаться в положении недееспособных и будут вынуждены освободить рынок для экспансии двух крупнейших банков. Также BoG имеет прямой счет в Euroclear и Clearstream. Ни у одного армянского банка нет подобной инфраструктуры», - сказал основатель инвестиционной компании Sirius Capital Арарат Мкртчян.
Между тем наличие банка с большими финансовыми возможностями и желанием экспансии, по мнению экспертов, может положительно сказаться на доступности капитала для крупных и средних предприятий. Ведь в армянской экономике, как недавно признались власти, наблюдается "голод" капитала и финансирования, в ведь денежная масса в отношении к ВВП страны меньше нормы несколько раз.
Финансовый сектор в Армении отличается от грузинского тем, что здесь нет явного доминирования нескольких крупных игроков. Хотя по активам видно, что три банка - Америабанк, Армбизнесбанк и Ардшинбанк - владеют более трети всего финансового сектора на начало 2024 года, ни один из них не контролирует более 25% какого-либо сегмента рынка.
В Грузии ситуация совершенно иная: TBC Bank и Bank of Georgia являются лидерами финансовой системы, собирая более 60% всех активов банков в стране.
При таком раскладе заход на рынок более крупного игрока может стать стимулом для армянских банков к объединению, как это уже давно обсуждается. Такой шаг поможет им укрепить свои позиции и быть более конкурентоспособными в будущем, когда конкуренция на рынке станет более острой.