Недавние события в Армении свидетельствуют о значительных изменениях в ее внешней и оборонной политике, сосредоточении на разнообразии партнеров и стремлении отдалиться от России – ее главного военно-политического союзника.
Одним из значимых шагов в этом новом направлении стало учреждение должностей атташе по вопросам обороны при миссии в НАТО, верховном командовании союзных сил НАТО в Европе и при представительстве в ОБСЕ. Это демонстрирует стремление Армении укрепить свои связи с западными странами и организациями, что, в свете недавних напряженных отношений с Россией, выглядит как шаг к пересмотру ее внешнеполитической стратегии.
Кроме того, отзыв представителя Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на фоне нарастающего напряжения с Россией и неназначение нового кандидата на эту должность является еще одним сигналом пересмотра внешнеполитического курса страны.
Опубликованное в британской газете The Telegraph интервью премьер-министра Армении Никола Пашиняна также является значимым с точки зрения оформления новой внешнеполитической ориентации страны. Подчеркивая переход от прежних союзнических отношений с Москвой к партнерству с различными странами, включая США, ЕС, Иран, Индию и другие, Пашинян выражает намерение диверсифицировать внешнеполитические связи и сотрудничать с широким кругом государств в сфере безопасности.
Интервью Пашиняна является развернутым изложением приоритетов внешней и оборонной политики Армении, обобщающим все то, что премьер ранее заявлял на разных площадках. Одной из основных тем стали отношения с Россией. Пашинян указывает на турбулентность в этих отношениях как на долгосрочный тренд, а не временный спад, и считает неизбежным понижение статуса отношений с РФ с союзнических до партнерских.
Доктор политологии Стэнфордского университета Артур Хачикян предполагает, что, если Армения будет продолжать свою нынешнюю политику, которая намекает на возможный разрыв отношений с Россией, это может привести к серьезным негативным последствиям для страны. Особенно в случае, если Армения не сможет найти надежную альтернативу в виде членства в другом военно-политическом блоке, таком как НАТО.
«А в НАТО нас - Армению не ждут. Только наше желание стать членом НАТО не является гарантией того, что все именно так и произойдет. Нужно послушать наших партнеров. Ни один ответственный деятель в США и ЕС не предлагал Армении заключить какой-то оборонный союз, как это было предложено Украине. Ни одна страна не согласилась обеспечивать безопасность Армении. Таковы наши реалии», - сказал Хачикян в беседе с VERELQ.
Причины этого, по словам эксперта, очевидны: «Для ЕС и США самый ценный союзник в нашем регионе – это Турция, а следующий по значимости и важности – это Азербайджан в силу фактора противостояния с Ираном и наличия нефтегазовых ресурсов».
Между Ереваном и Москвой, как отмечает эксперт аналитического центра APRI Armenia, политолог Сергей Мелконян отсутствуют регулярные контакты на уровне глав государств, руководителей МИД, Минобороны, секретарей Совбезов и т.д.
«В то же время все обозначенные представители с армянской стороны в составе единой делегации едут на Мюнхенскую конференцию по безопасности. Это первый индикатор. Второй - сокращение Арменией сотрудничества в области безопасности с Россией при параллельном расширении данного диалога с Западом. Москва может трактовать это как разрыв отношений. Ереван - что это диверсификация. В действительности это показатели попыток заместить роль России как в переговорном процессе, так и в области безопасности», - сказал Мелконян в беседе с VERELQ.
В этих условиях потерять Россию в качестве союзника для Армении чревато сложными и довольно болезненными последствиями, считает Хачикян.
«Влияние России в регионе из-за войны в Украине ослабло. Она не может пойти на новую войну в нашем регионе. И мы в какой-то мере облегчили задачу для России, испортив наши отношения, дали повод от нас освободиться», - сказал доктор политологии, при этом заметив, что при продолжении нынешнего внешнеполитического курса Армения может оказаться в вакууме безопасности, что по сути является пригласительным билетом для Азербайджана начать новую агрессию.
«В этом плане Армении не грозит даже участь Сирии, как некоторые эксперты об этом предупреждают. Армении грозит оккупация, во всяком случае некоторых районов или регионов. Армения находится в турецко-азербайджанском окружении, здесь Сирии не будет, здесь будет мгновенная военная интервенция и оккупация, как это было сделано на севере Сирии», - резюмировал он.
Преждевременным считает разговоры о возможном уходе России из региона председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов, по словам которого, присутствие России имело и всегда будет иметь разное измерение.
«Длительный период времени оно базировалось на безопасности, безопасности Армении. Речь идет о системе отношений, сложившихся и напрямую связанных с тем наследством, которое регион получил от распада СССР, в том числе карабахский вопрос. Сейчас это меняется, соответственно, вопрос о гарантиях безопасности, как его ставит армянское руководство, рассматривается по-другому. Навязать гарантии безопасности стране, которая не хочет, мягко говоря, очень трудно», - сказал он в беседе с news.am.
Между тем он тоже не видит особых альтернатив российским гарантиям безопасности для Армении: «Если Армения будет искать других гарантий, то, где их искать. Других игроков, которые были бы в этом заинтересованы, не очень видно, особенно поблизости».
Данная политика, по словам Сергея Мелконяна, пока приводит к тому, что Ереван не получает реальных новых союзников, способных сдержать Азербайджан и Турцию, выровняв региональный дисбаланс. «Параллельно Ереван получает Россию, которая занимает не только роль нейтрального арбитра, а уже как актора, против интересов которого союзник предпринимает активные шаги. Очевидно, это приведет к негативной реакции. Она может выражаться даже в самом отсутствии какой-либо реакции, если речь идет о вопросах безопасности», - заключил Мелконян.