Президент Азербайджана дал интервью. В последнее время стало традицией – новое интервью, новые угрозы и вызовы для Армении. Лишь несколько дней спустя власть Армении в лице премьер-министра Никола Пашиняна ответила Алиеву... ничего не значащими словами и заявлениями, которые ничего не изменят в дальнейшей судьбе Армении. Увы.
Чего нам ждать, к чему приведут эти новые угрозы и ультимативные заявления Алиева? Эти вопросы VERELQ обсудил с экс-министром иностранных дел Республики Арцах, Чрезвычайным и полномочным послом РА Арманом Меликяном.
- Господин Меликян, как Вы оцениваете последнее интервью Ильхама Алиева, в котором он, по сути, озвучил новые требования к Армении? Можно ли эти заявления считать реальной угрозой войны?
- Президент Алиев является приверженцем насильственных методов решения поставленных политических задач. Его политика базируется на риторике угроз, шантажа и адресуется не только Армении, но и США, Франции, ЕС и всем государствам, так или иначе, не угодившим официальному Баку. Мы должны серьезно относиться к угрозам и готовиться к отражению любой агрессии. Политическое руководство Армении десятилетиями слушало, но не слышало реваншистскую риторику Баку. Доигрались.
- Ильхам Алиев в своей речи сделал важное заявление, которое, кажется, осталось незамеченным. В частности, он заявил о том, что территория Азербайджана 100 000 кв. км, тогда как тот же Пашинян говорит о 86 600 кв. км, и даже в Советское время территория Азербайджана не была 100 000 кв. км. Алиев “присвоил” себе 14 000 кв. км за счет Армении? И означает ли молчание властей Армении, что официальный Ереван в этим согласен?
- У Баку неуемные территориальные аппетиты. Ереван, Тбилиси, Дербент, Тавриз и Ардебиль это Азербайджан в их интерпретации. Можно сказать, что тут Алиев даже поскромничал – с тем же основанием он мог бы озвучить и цифру 200 000 квадратных километров. Молчание же армянских властей может быть продиктовано нежеланием “дергать” Алиева за усы. Тем более, что противопоставить алиевским угрозам и шантажу им пока нечего.
- Когда станет реальностью так называемый “Зангезурский коридор”? То есть, есть понимание того, что это неизбежно, но какой ценой?
-”Зангезурский коридор” в алиевской интерпретации может существовать лишь как следствие оккупации Азербайджаном Сюника. Должен признать, что напряжение продолжает накапливаться и в какой-то момент это может привести к подрыву ситуации, к эскалации военных действий в регионе с возможным вовлечением новых акторов.
- Какова роль России сегодня в регионе?
- В последние десять лет Россия вела политику поэтапной нейтрализации/ликвидации военно-политической факторности Армении и Арцаха в регионе Южного Кавказа и Ближнего Востока. С согласия и при содействии Москвы мы также имеем в регионе расширение военного присутствия НАТО, в лице Турции, и в Азербайджане.
Лия Ходжоян