Представляющие партию власти армянские политики, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, говорят о том, что последние заявления Алиева о «Зангезурском коридоре», о том, что Азербайджан требует от Армении 8 сел и не собирается отводить войска из территорий, захваченных в 2021-ом и 2022-ом годах, оценивать надо, дескать, всего лишь в рамках предвыборной кампании…
Но в Турции же предвыборной кампании нет? Так почему Эрдоган не открывает границу, несмотря на подарки от Пашиняна ко дню инаугурации турецкого президента? Несмотря на подобострастные заявления спикера армянского парламента во время его последнего визита в Турцию? Несмотря на то, что армянская сторона покорно рапортует, что готова к открытию армяно-турецкой границы?
Да и до назначения внеочередных президентских выборов Ильхам Алиев никогда не говорил, что не будет требовать от Армении новых территорий и готов отвести войска от уже захваченных…
О том, что заявления Алиева не просто предвыборная агитация, а часть стратегии, осуществляемой в полном контакте с Анкарой, свидетельствует и то, что ради реализации своих устремлений Алиев готов идти на определенную конфронтацию с западным миром. Последнее свидетельство - отказ Алиева принять в Баку старшего советника Госдепа США по переговорам на Кавказе Луиса Боно. Последний намеревался посетить столицу Азербайджана после визита в Ереван 8-го января, с целью, по словам секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, «обеспечить продолжение переговоров в Вашингтоне в трехстороннем формате, подготовку к последнему этапу и подписанию мирного договора между Баку и Ереваном». Однако, как видим, «цели Боно» Алиева не интересовали…
Тем более, не приходится говорить про азербайджано-французские отношения: Алиев вступил с Парижем в открытую конфронтацию, затеяв игру в «разоблачение шпиона» и выслав из Азербайджана двух французских дипломатов. Париж ответил аналогичным образом, а уже завтра Сенат Франции рассмотрит межпартийную резолюцию, направленную на осуждение военной агрессии Азербайджана в Нагорном Карабахе и предотвращение дальнейших попыток агрессии и нарушения территориальной целостности Армении, призывающую к санкциям против Азербайджана и требующую гарантии права возвращения армянского населения в Нагорный Карабах.
Напряжение есть и в отношениях Баку с Брюсселем. В частности, Европарламент решил не посылать наблюдателей на выборы в Баку, поскольку, ну и так понятно, чем все закончится, и какое это внеочередное переизбрание Алиева имеет отношение к понятию демократических выборов.
Но если Пашинян рассчитывает, что определенное напряжение в отношениях между Азербайджаном и западным миром положительно скажется на судьбах, вынужденных покинуть свою родину арцахцев – это будет наивностью. Весь прошедший год Алиев игнорировал попытки Запада склонить его к конструктивности как в вопросе Арцаха, так и к налаживанию диалога с Ереваном без разных предусловий. Предпосылок рассчитывать на изменение позиции Алиева в текущем году нет. Причина проста: Алиев не может остановиться в своей агрессивной политике в отношении Армении, потому что остановиться – означало бы дать старт процессу восстановления справедливости, процессу возвращения Арцаха в орбиту армянского мира. Алиев на это не пойдет, смягчение политики Азербайджана в отношении Армении и Арцаха возможно только если у руля в соседней стране станет политик не отягощенный предыдущими деяниями Алиева.
Чтобы исключить такое развитие событий Алиев и пошел на выборы раньше срока, пока остальной мир занят геополитическими разборками и переделом сфер влияний.
Своими перевыборами Ильхам Алиев закрывает тему возможной смены курса Баку на ближайшие семь лет. Этого срока достаточно, чтобы вместе с Пашиняном закрыть тему возвращения арцахцев на свою родину и добиться задействования пресловутого «Зангезурского коридора». По крайней мере, так полагают в Баку.
Рубен Маргарян