На пресс-конференции 8 января министр юстиции Григор Минасян поделился планами страны по ратификации Римского статута и изменениям в законодательстве.
После ратификации статута парламентом Армении, по его словам, возникла необходимость принять новые законы или внести изменения в существующие, основываясь на нормах статута. Минасян подчеркнул, что анализировали опыт нескольких стран, включая Грузию, где принят отдельный закон, а также опыт других ведущих государств.
В ответ на вопрос о том, как Римский статут поможет в борьбе с прошлыми военными преступлениями, министр юстиции разъяснил процесс.
Он отметил, что расследование этих преступлений включает использование прокурорских и следственных инструментов, а международные прокуроры и правоохранительные органы также могут принимать участие в этих разбирательствах, помогая Армении в проведении расследований.
VERELQ напоминает, Национальное собрание Армении 3 октября 2023 года ратифицировало Римский статут Международного уголовного суда (МУС). За ратификацию проголосовали 60 депутатов от правящей фракции «Гражданский договор» (при необходимых 54 голосах). 22 депутата от оппозиционных фракций «Армения» и «Честь имею» проголосовали против. В марте конституционный суд страны признал соответствующими основному закону обязательства по договору о МУСе, отменив свое решение 2004 г. о неконституционности Римского статута.
«Ратификация значит, что любое серьезное преступление, совершенное на территории Республики Армения, будет подпадать под юрисдикцию МУСа, а для тех, кто намеревается совершить такое преступление, это будет иметь как минимум сдерживающий эффект. Учитывая тот факт, что вооруженные формирования Азербайджана по-прежнему находятся на суверенной территории Армении, ратификация оправданна», – заявил после голосования представитель правительства по международным правовым вопросам Егише Киракосян.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян 24 сентября заявил, что ратификация Римского статута стала следствием того, что «ОДКБ и инструментов армяно-российского стратегического партнерства недостаточно для обеспечения внешней безопасности». При этом Ереван пытался заверить Москву, что ратификация не направлена против ее первых лиц. В марте МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. «Мы предложили России заключить двустороннее соглашение, чтобы в случае ратификации Римского статута Арменией опасения России развеялись», – сказал Киракосян.
Как заявил 3 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в Москве «абсолютно не согласны со словами премьер-министра Армении Пашиняна о том, что решение Армении присоединиться к Римскому статуту было связано с недостаточностью инструментов ОДКБ и армяно-российского партнерства для обеспечения безопасности страны». Что же касается предложения о соглашении с Россией, то, по словам Пескова, сейчас оно представляет «только идею армянской стороны». По словам Пескова, это предложение будет обсуждено и проведен юридический анализ ситуации.
«Но факт остается фактом: Армения признала МУС. МУС – это структура, которая для нас является непризнанной, и, конечно, мы считаем абсолютно незаконным, ничтожным решение МУСа по президенту Путину и по Львовой-Беловой», – сказал пресс-секретарь президента РФ.