Спустя сутки после обмена пленными, Ереван и Баку 14 декабря синхронно утвердили регламент работы армянской и азербайджанской комиссий по делимитации границы, согласно которому заседания должны проводиться последовательно на территории Армении и Азербайджана или на границе Армении и Азербайджана, в третьей стране или посредством видеоконференции. В последний раз в таком формате стороны встретились на армяно-азербайджанской границе 30 ноября под председательством вице-премьеров Мгера Григоряна и Шагина Мустафаева. Это была пятая по счету встреча с момента договоренности о создании комиссий в ноябре 2021 года.
То, что Ереван и Баку одобрили порядок работы комиссий по делимитации спустя всего две недели после последней встречи, дало повод для положительных ожиданий о серьезном настрое сторон сделать двустороннюю работу более практической и постоянной. Утверждением рабочего графика, по словам Никола Пашиняна, процесс делимитации границы поставлен на институциональную основу.
Чего стоит ожидать от работы армянской и азербайджанской комиссий по делимитации границы, какие подводные камни еще дадут о себе знать и почему этот процесс не будет легок? VERELQ провел интервью с картографом Рубеном Галчяном, чтобы обсудить эту тему.
Рубен Галчян, картограф
Недавно Ереван и Баку одобрили порядок работы комиссий по делимитации и пограничной безопасности. Означает ли это, что процесс делимитации, как говорит Никол Пашинян, поставлен на институциональную основу и стороны переходят от конфронтации к кооперации?
На мой взгляд, нет. Азербайджан, правда, заявляет, что признает территориальную целостность Армении, но не называет в каких границах и с какой площадью. Армения между тем четко заявляет, что признает территориальную целостность Азербайджана с площадью 86,6 тыс. кв. км. Более того, (президент Азербайджана Ильхам – ред.) Алиев неоднократно заявлял, что территории, захваченные после мая 2021 года, это «наши территории и оттуда мы контролируем глубь Армении». Если Алиев не хочет выходить из этих территорий (по данным армянской стороны, после войны 2020 года Азербайджан оккупировал около 150 кв. км территории Армении – ред.), с моей точки зрения, мы не можем проводить ни делимитацию, ни заключить мирный договор с Азербайджаном. Мы не можем даже начать переговоры, так как их войска находятся на нашей территории. Если начнем, это будет означать, что мы согласились с тем, что это уже их территория.
Армянские власти говорят, что в процессе делимитации будет уточнена граница и стороны должны будут отвести свои войска назад за эту линию. Иными словами, можно ли надеяться, что ВС Азербайджана уйдут с захваченной армянской территории в результате делимитации?
Нет, если они с самого начала не намерены отвести войска, чтобы потом в рабочей обстановке выяснить четкие координаты границы, в будущем они этого не сделают. У Алиева нет намерений идти на какие-то уступки или компромисс, он лишь требует. Он намерен проводить делимитацию посредством применения силы. Он не отказался от метода силового давления (что эксперты называют не делимитацией, а бордеризацией – ред.). Уступки Армении в этом вопросе не приводят к решению проблемы, а приводят к ещё большим уступкам. Они захватили у нас 150-200 кв. км территории, мы должное сопротивление не оказали во избежание эскалации. Если мы примем, что это их территории, они завтра будут требовать новые территории. Конца и края в территориальных претензиях Азербайджана не видно. Они уже раскручивают так называемую идею о «Западном Азербайджане», подразумевая под этим большую часть территории нынешней Армении.
В таком случае, почему Баку тоже приступает к формализации процесса делимитации? Почему утверждает регламент работы совместной комиссии, азербайджанский вице-премьер-министр встречается с армянским коллегой на границе?
Все это можно делать, но пока Азербайджан не отвел войска с территории Армении, начинать переговоры по делимитации нельзя. Это мое мнение.
Вице-премьер-министр Армении Мгер Григорян, который является сопредседателем армяно-азербайджанской комиссии по делимитации заявил на заседании правительства 14 декабря, что с Азербайджаном должны начать работать уже «с конкретными документами и в формате обсуждения топографических карт». Какие карты будут браться за основу этой работы?
Во-первых, все более или менее внятно составленные топографические карты, под которыми есть юридическое обоснование, свидетельствуют о том, что сейчас ВС Азербайджана захватили территории Армении. Что касается карт, то думаю в данном случае речь идет о картах Генштаба ВС СССР, выпущенных в 1970-1980 гг. Речь о большом количестве карт. Это те карты, которые премьер-министр Никол Пашинян обобщенно называет картами 1975 года. На этих картах четко видна граница Армении и Азербайджана. Эти карты впервые были одобрены как Ереваном, так и Баку в 1970 году. Более того, все бывшие государства СССР обрели независимость в тех границах, которые были определены советскими военными картами. Если кто-то сомневается в этом, то должен понять, что тогда он ставит под сомнение границы всех бывших советских государств.
Вы говорите о картах Генштаба ВС СССР, составленных практически за 10 лет. За это время границы Армении могли измениться, территориально Армения могла уменьшиться или наоборот?
Нет, за это время границы практически не подвергались изменениям. Могли иметь место какие-то незначительные изменения, чего не скажешь про то, как изменилась территория Армении сразу после советизации и при распаде СССР. Согласно советским атласам 1925-27 гг. и официальным публикациям, территория Армения составляла 30,94 тыс. кв. км, а площадь Азербайджана – 84,6 тыс. кв. км. То есть за время пребывания в составе СССР территория Азербайджана расширилась на 2 тыс. кв. км, а территория Армении сократилась на 1,2 тыс. кв. км. Остальные 800 км были переданы Азербайджану от Грузии и России (Дагестана).
Возвращаясь к процессу делимитации. Каким образом можно с одной стороны провести процесс мирно, но с другой сделать так, чтобы ВС Азербайджана покинули территорию Армении?
Исключительно мирно, без сильного внешнего воздействия, этого добиться невозможно. Если Армения будет просто требовать свои территории, Азербайджан не отступит, процесс делимитации застопорится. Необходимо как повышение военного потенциала Армении, так и сильное внешнее воздействие.