Как активность Евросоюза в отношениях с Арменией влияет на отношения Еревана и Москвы? Возможно ли в нынешних реалиях сотрудничество России и ЕС в вопросе разблокировки коммуникаций между Арменией и Азербайджаном?
На эти вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах XVI Веронского Евразийского экономического форума в Самарканде ответил замминистра иностранных дел России Александр Грушко.
Александр Викторович, как Вы охарактеризуете особенную активность Европейского союза в отношениях с Арменией, и как это влияет на отношения Армении с Россией?
Если смотреть с геополитической точки зрения, то мы видим, что линия Запада на сдерживание России выражается не только в тех формах, в которых осуществляется это сдерживание, в частности развязанная гибридная война против России – это в экономической сфере, в информационной сфере, демонизация нашей страны, это и попытки военного давления. Эта линия Запада осуществляется также в различных геополитических театрах. И, к сожалению, мы можем констатировать, что то, что делают сегодня и США, и в общем-то Европа на Южном Кавказе, или, говоря более понятным нам языком, Закавказье, то это тоже часть этой геополитической стратегии ослабить позиции России, традиционные позиции России как важного балансирующего элемента, стабилизирующего элемента, создать дугу напряжения вокруг наших границ. И во многих действиях, которые предпринимаются Евросоюзом, какими благими намерениями они бы ни прикрывались, на самом деле существо политики заключается именно в этом. И это, к сожалению, реальность сегодняшнего дня.
Что касается того, каким образом решать проблемы на Кавказе, то мы твердо придерживаемся того, что должны быть в полной мере выполнены те соглашения, которые были достигнуты в Москве на уровне трех лидеров (президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении — ред.). Там есть все элементы для того, чтобы стабилизировать обстановку, решить все проблемы мирным путем в соответствии с нормами международного права. И сегодня мы находимся на Веронском форуме, и заместитель председателя правительства Российской Федерации уже отмечал, конечно, частью этого решения должно быть открытие границ, открытие новых транспортных коридоров, которые были обозначены в этом тройственном заявлении. И это один из главных элементов стабилизации обстановки, поскольку необходимо вести дело к тому, чтобы Южный Кавказ стал одним из регионов, через которые будут пролегать транспортные пути «Север-Юг», «Запад-Восток». Значение будет возрастать, это приведет к экономическому росту, а экономический рост, конечно, будет способствовать и решению политических проблем.
И в Брюсселе, и в Москве говорят, например, о железной дороге через Мегри. Возможно ли сотрудничество России и Европейского союза, например, в вопросе разблокировки коммуникаций? Или это в нынешних реалиях невозможно?
В нынешних реалиях мы говорим об одном регионе, а если мы посмотрим, скажем, на северо-запад, Евросоюз остановил железнодорожное сообщение с Россией. Страны Балтии, ключевые звенья транспортных коридоров «Север-Юг», «Запад-Восток», обвязались сейчас колючей проволокой, роют противотанковые рвы, сокращают пункты пропуска машин. В Латвии через несколько дней будет введен закон, который предусматривает конфискацию автомобилей с регистрацией в России. О каком транспортном сотрудничестве в этих условиях с Евросоюзом можно будет говорить?
Если и когда вдруг здравый смысл, наконец, осенит наших западноевропейских коллег, конечно, любые схемы взаимодействия будут возможны, если они будут выстроены на равноправной основе отвечать взаимным интересам. У нас в прошлом был накоплен достаточно богатый опыт такого взаимодействия, но на сегодняшний день каких-то реальных перспектив не просматривается. Мы видим, что в Евросоюзе берут курс на геополитическое соперничество с Россией. Как я уже сказал, это касается не просто сдерживания России, то есть лишения ее ресурсов для развития в экономической, политической, технологической сферах, но и такое соревнование они развертывают во многих регионах мира. Это касается, кстати, и Африки, и Латинской Америки, где оживление политики Евросоюза связано именно с этим и ни с чем другим.
Айк Халатян