Арцах был сдан не в сентябре 2023 года, а 9 ноября 2020 года, когда было подписано Трехстороннее заявление. Об этом заявила депутат парламента Арцаха Метаксе Акопян.
«Все то, что происходило в Арцахе в последующие три года является исключительно последствием этого (заявления). Сложившаяся в сентябре текущего года ситуация являлась логическим продолжением проводимой в течении этих трех лет политики властей Армении», - заявила она в эфире Пятого телеканала. По ее словам, начало реализации конкретного плана по сдаче Арцаха началось с публичного объявления премьером Армении о необходимости снижения планки в арцахском вопросе, которое он озвучил с трибуны Национального Собрания. После этого заявления потребовалось всего 2 года, чтобы арцахцы под угрозой геноцида были насильно депортированы со своей земли.
Сейчас же посредством манипуляций проводится попытка создать видимость того, что в сдаче Арцаха повинна арцахская оппозиция, которая обеспечила смену власти. Акопян отметила, что в реальности оппозиция не захватывала власть в Арцахе, а всего лишь воспользовалась конституционным правом избрания президента. Сам президент также не был кандидатом от оппозиции, Самвела Шахраманяна выдвинули все фракции парламента Арцаха, а самой крупной фракцией, как известно, являлась фракция бывшего президента Араика Арутюняна. Таким образом разговоры о том, что оппозиция Арцаха захватила власть, не имеют под собой никаких основ.
Касаясь заявлений экс-секретаря Совбеза Арцаха Самвела Бабаяна о том, что в случае его избрания, ситуация была бы совершенно иной, и он бы не допустил насильственной депортации арцахцев, Акопян задалась вопросом, а кто ему мешал выдвинуть свою кандидатуру. «Эти разговоры меня, как минимум, удивляют. Он постоянно говорит о том, что является руководителем второй по численности партии Арцаха. А почему в таком случае он не выдвинул своей кандидатуры. Пусть бы выдвинул и, если бы его не избрали, тогда уже выдвигал какие-либо претензии», - заявила Акопян. По ее словам, Бабаяна уведомили о том, что представленный им пакет документов недостаточен для регистрации его кандидатуры, у него было время и была возможность восполнить пробел, но он этого не сделал.
Вне зависимости от того, кто был бы избран президентом, вне зависимости от того, остался ли Араик Арутюнян на этом посту, все процессы протекали бы по тому же сценарию, агрессия была неизбежной. «Все мы были осведомлены о скоплениях войск и военной техники на линии соприкосновения. Эти скопления в особенности в последние месяцы были особенно активны. Это означает, что процесс был начат», - заявищл она.