В общественном дискурсе очень распространено обсуждение вопроса форматов. Многие предпочитают западные форматы, многие ругают российские, некоторые подходят к формату «3+3» со строгими оговорками, но для меня это очень искусственный дискурс. Конечно, важно, какие интересы есть у посредников и насколько они созвучны с нашими интересами. Но самое главное то, как представляются наши интересы, с каким содержанием, аргументами и программой. До сих пор защитники власти в общественном дискурсе продолжают искать виновных за пределами Армении в лице властей Арцаха, русских или других. Конечно, в отношении каждого можно попытаться озвучить максимально объективную критику.
Об этом пишет азербайджановед Татев Айрапетян и продолжает:
«Но есть факт: власти Армении в лице Никола Пашиняна на парламентских выборах 2021 года выступили с программой по защите права Арцаха на самоопределение. Спустя несколько месяцев власти отказались от своей предвыборной и правительственной программы, взяли на вооружение опасную политику «снижения планки».
В дальнейшем Пашинян в тех же западных форматах признал Арцах и стратегические участки дорог, связывающих Армению с Грузией и Ираном, частью Азербайджана, не получив взамен ничего, абсолютно ничего, кроме агрессии и новых потерь. В результате международного консенсуса Арцах подвергся этническим чисткам. Сейчас Азербайджан предъявляет новые требования. То есть корни нынешних проблем - в проводимой властями РА пораженческой политике.
Остальное - производные или способствующие факторы.
Если наша власть отказалась обслуживать интересы РА, скажите, как может даже дружественный посредник способствовать нашему успеху в каком-либо формате? Конечно, не может.
Есть ли у Армении выходы? Конечно, есть, даже в таком тяжелом состоянии.
Но нынешняя ситуация в Армении напоминает ситуацию с больным, который случайно выбрал некомпетентного и неграмотного врача, который довел его до крайне тяжелого состояния, а когда другие, более профессиональные врачи пытаются вмешаться, некомпетентный врач протестует: мол выбрали меня, я и должен продолжить лечение, тем самым доводя больного до смерти. Власти Армении день ото дня снижают шансы страны на восстановление и преодоление кризиса.
В последнее время я часто провожу подобные параллели, приводя более простые примеры. Моя цель в том, чтобы люди поняли, что наша проблема в нашей власти. Они не обслуживают интересы РА. Чьи интересы они обслуживают, они знают лучше, но одно знаю точно: если бы Пашинян с таким же упорством боролся против Азербайджана, как он борется с бывшими властями РА и Арцахом, у нас была бы иная ситуация, независимо от форматов и посредников...»