Иран может получить доступ к замороженным активам на 6 млрд. долларов, сообщает New York Times․ Отмечается, что Тегеран и Вашингтон достигли соглашения освободить заключенных.
Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, Иран может освободить пятерых задержанных граждан США в рамках сделки, в соответствии с которой иранские средства на сумму 6 миллиардов долларов в Южной Корее будут разморожены. В качестве первого шага Иран перевел четырех американцев под домашний арест. Пятый уже находился под домашним арестом. Среди американцев иранского происхождения, которым разрешили покинуть тюрьму, бизнесмены Сиамак Намази и Эмад Шарги, а также защитник окружающей среды Морад Тахбаз, , который также имеет британское гражданство, сообщил адвокат Джаред Генсер, представляющий Намази. Личность четвертого гражданина США, которого выпустили из тюрьмы, не разглашается, равно как и личность пятого, который уже находился под домашним арестом. «Я считаю, что это начало конца их кошмара», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на пресс-конференции в Вашингтоне, но предупредил, что это лишь первый шаг в процессе. «Предстоит проделать еще много работы, чтобы на вернуть их домой».
Официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома Эдриенн Уотсон подтвердила, что все пятеро находятся под домашним арестом, заявив, что их вообще не следовало задерживать, и Белому дому нечего добавить, потому что переговоры об их возможном освобождении «продолжаются и находятся в стадии завершения».
В заявлении миссии Ирана при ООН отмечается, что «в рамках соглашения о гуманитарном сотрудничестве, заключенного при посредничестве правительства третьей стороны, Иран и США договорились о взаимном освобождении и помиловании пяти заключенных». Пятерым американцам будет разрешено покинуть Иран после того, как иранские средства на сумму 6 миллиардов долларов в Южной Корее будут разморожены, сообщил источник Reuters.
Второй источник, знакомый с переговорами, сказал, что граждане США могут вернуться на родину в сентябре. Он подтвердил, что размораживание средств может быть частью сделки. Однако, по его словам, средства, если они будут переведены из южнокорейских банков в другое финансовое учреждение, будут переведены с одного ограниченного счета на другой и могут быть использованы только в гуманитарных целях, таких как покупка продуктов питания или лекарств.
Иранское агентство Tasnim сообщило, что средства сначала должны были быть конвертированы из южнокорейской валюты в евро, а затем отправлены на счет в Катаре, к которому Иран мог получить доступ.
Ранее, 10 августа, министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан рассказал о ядерной сделке 2015 года, подтвердив, что Тегеран по-прежнему привержен международному соглашению и никогда не отказывался от дипломатии, чтобы разрешить противостояние с Западом по поводу возобновления сделки, официально называемой Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД).
«Противостояние началось в 2018 году, когда США в одностороннем порядке вышли из СВПД, восстановили санкции против Ирана и ввели в отношении нее дополнительные ограничительные меры», – отметил министр, сообщает ИРНА.
Абдоллахиан назвал эти санкции односторонними и незаконными, заявив, что Иран будет приветствовать любую инициативу всех сторон «вернуться к своим обязательствам», если другая сторона будет полна решимости сделать это.