24.11.2024
Пашинян опять играет в турецкую игру? Арман Абовян о заявлениях премьера Армении
prev Предыдущие новости

Джума: я не очень понимаю, что должно произойти, чтобы Иран изменил позицию по коридору

Изменилась ли позиция Ирана в вопросе т.н. «Зангезурского коридора»? Сможет ли Турция повлиять на Иран в этом вопросе? Сохраняется ли напряженность в отношениях Тегерана и Баку?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил журналист-международник Аббас Джума.


На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым вновь заявил о необходимости открытия т.н. «Зангезурского коридора», связав с этим нормализацию армяно-азербайджанских отношений. Ранее он же утверждал, что Иран является главным препятствием на пути открытия «Зангезурского коридора». Изменилась ли позиция Тегерана в этом вопросе?


Насколько мне известно, позиция Ирана по Зангезурскому коридору неизменна. И я не очень понимаю, что должно произойти, чтобы она изменилась. Какие такие гарантии могут дать в Азербайджане или в Турции, чтобы Иран наступил на свои национальные интересы?!


Другой вопрос, что, действительно, прогресс в армяно-азербайджанских переговорах был поддержан Тегераном. Об этом в Иране заявили устами главы МИДа Исламской Республики, г-на Абдоллахиана. Там заявили, что они решительно против вмешательства в дела региона третьих стран, дескать, дела региона должны решаться внутри региона, и это последовательная позиция Исламской Республики Иран.  


А вот то, что касается связи Азербайджана и Турции, что касается их позиции по так называемому «Зангезурскому коридору», а если туда еще добавить и отношения между Баку и Израилем, то как тут будут интерпретироваться те или иные договоренности и решения в регионе Ираном – это большой вопрос. Конечно, мы понимаем, что публично Иран за все хорошее и против всего плохого, а на самом деле, конечно, они не понимают, что вот этот вот тандем или даже трио – Израиль, Турция и Азербайджан – отнюдь не дружественны к Исламской Республике. И план «Зангезурского коридора» может серьезно угрожать иранским интересам, в том числе национальной безопасности, о чем в Иране заявляли не единожды и продолжают заявлять на разных уровнях.
 
Как отмечают некоторые эксперты, Анкара и Баку будут пытаться заинтересовать Тегеран различными проектами, чтобы получить от Ирана согласие на реализацию т.н. «Зангезурского коридора». Насколько это реально в случае с Тегераном?


Да, это, конечно, все прекрасно, мы будем наблюдать за развитием событий. То, что Турция пытается не мытьем, так катаньем решить проблему, а проблема, и в Анкаре это уже публично артикулировали, это Иран. Это понятно. А будет ли Иран доверять Турции, особенно после того, как турки последовательно не сдерживают свои обещания перед Россией? Это касается и зерновой сделки, это касается, например, передачи украинцам азовцев, командиров нацистского батальона «Азов» и т.д. Я уже молчу про наши все сирийские дела, где Турция тоже не отличилась особой честностью.


Иранцы, я напомню, это одна из сторон так называемого астанинского формата, в рамках которого стороны пытались урегулировать сирийский вопрос. Так вот Турция в этом формате такой наиболее ненадежный был партнер, о чем опять же иранцы говорили публично и прямо.


В этом контексте – сколько весит слово Турции? Сдается мне, что оно не вполне тяжелое.
 
В каком состоянии сейчас отношения Тегерана и Баку? Они урегулировали кризис в отношениях или он усугубляется?
 
Я очень надеюсь, что сторонам все-таки удалось, но полной уверенности в этом у меня нет. Потому что ирано-азербайджанский конфликт – это конфликт, который связан в том числе и присутствием Израиля в Азербайджане. А как мне известно, оттуда Израиль не уходил. Покуда Израиль находится на территории Азербайджана, покуда Азербайджан с Израилем – лучшие друзья, я не думаю, что азербайджано-иранский конфликт будет исчерпан.


Айк Халатян


 

Арцах - фактор управления регионом: Ален Гевондян
Следующая новость next

Регион

Все новости