Где и когда было решено, что в Армении должна быть создана многотысячная азербайджанская община, а сама Республика должна войти в союз с Турцией и Азербайджаном. Об этом в своем Telegram-канале пишет политолог Бениамин Матевосян.
"По итогам встречи глав МИД Армении, Азербайджана и РФ, Сергей Лавров выступил с заявлением, в котором было отмечено, что что Баку и Ереван «на взаимной основе готовы предоставить гарантии обеспечения прав нацменьшинств на своих территориях».
Заявление Лаврова сразу же породило новый виток обсуждений, на тему о том, что «Россия вынуждает Пашинян еще и перевезти в РА многотысячную азербайджанскую общину».
К МИД-у РФ вопросов «вагон и маленькая тележка», и в данном случае также РФ выбрала пусть не формирования переговорной повестки, а подстраивания под то, что уже согласовано на Западе.
Однако следует разобраться с комплексом вопросов: когда и где армяне Карабаха превратились в «этническое меньшинство», когда и где стало известно, что в Армению должна быть переселена многотысячная азербайджанская община, когда и где было объявлено, что в результате этих трансформация РА должна войти в региональный союз с Баку и Анкарой?
В 2023 году состоялось 2 многодневных раунда переговоров Армении и Азербайджана в Вашингтоне, и по итогам майского раунда американское «Голос Америки» со ссылкой на высокопоставленного американского дипломата сообщило, что одним из вопросов, обсуждаемых сторонами, является «отношение к этническим меньшинствам в обеих странах», которое касается «прав и безопасности этнических меньшинств».
Иными словами, на западном переговорном треке Никол Пашинян согласовал переселение многотысячной азербайджанской общины в РА, о чём дипломат из Госдепа поведал в мае.
Важно и то, что отношение к армянам НКР как к «этническому меньшинству в Азербайджане» также было закреплено в мае текущего года, о чём свидетельствует заявление Шарля Мишеля по итогу майских переговоров Н. Пашиняна и И. Алиева.
Геополитическое изменение облика региона, которое чётко просматривается по итогам переговоров на западной площадке свидетельствует и о том, что трансформация не завершится оставлением Карабаха в составе Азербайджана и переселением десятков тысяч азербайджанцев в РА, она предполагает и создание нового регионального военно-политического объединения Анкары, Баку и Еревана.
В дни вашингтонских переговоров Старший советник Госдепартамента США Луис Боно заявил: «США стремятся к тому, чтобы стороны урегулировали свои отношения, могли жить вместе, а также укрепить экономические связи и даже обеспечить коллективную безопасность в регионе».
«Коллективная безопасность» подразумевает создание военно-политического союза Армении и Азербайджана, а так как США лишены в регионе возможностей «на земле оперативно координировать процессы», то «надсмотрщиком» в этом союзе должна стать Турция.
Сразу после вашингтонской встречи Н. Пашинян стал отрабатывать именно эту повестку «регионализации»: во время своей предпоследней пресс-конференции он заявил о том, что «РА ищет гарантии безопасность в регионе», а в своём вступительном слове во время последней пресс-конференции заявил о необходимости реализации «региональной не конфронтационной политики» и «уточнение места и роли РА в архитектуре регионального будущего».
Подобными формулировками Пашинян сигнализирует именно о том, что Ереван идёт по пути формирования временного союза с Турцией и Азербайджаном.
Почему же «временный союз»? В Азербайджане и Турции не упустят исторического шанса «закрыть вопросы с Арменией» после того как отсюда будет выведен российский контингент.
Однако возвращаясь к последней июльской встрече в Москве: именно в таком формате Россия видит «стабильный и долгосрочный мир в регионе» и потому решила просто «подстроиться под армяно-азербайджанскую (на самом деле американскую) повестку? Да, конечно, если РФ уйдёт из Карабаха и Армении она потеряет только позиции, тогда как Карабах и Армения с большой долей вероятности будут «задушены» в «турецко-азербайджанском мешке», однако реалии Южного Кавказа обязательно скажутся и на реалиях Северного Кавказа.