Президент Армении Ваагн Хачатурян в рамках своего визита в Италию дал интервью итальянскому изданию в Corriere della Sera, в котором оценил ситуацию в регионе, как взрывоопасную.
Президент: Мой визит в Италию крайне важен, особенно в свете того, что происходит с нашим соседом, Азербайджаном.
Corriere della Sera: Вы имеете в виду Лачинский коридор, который является единственным связующим звеном между Арменией и Нагорным Карабахом. В течение нескольких месяцев вы осуждали блокаду региона...
Президент: Да, в 2023 году мы не можем мириться с ситуацией, когда 120 тысяч человек голодает. Мы не можем перевезти продукты, потому что Азербайджан блокирует коридор. После второй войны 2020 года наш сосед не только пользуется безнаказанностью, но и свято верит, что сможет и дальше добиваться своих целей с помощью военных действий.
Corriere della Sera: На какой стадии находятся переговоры? И какова роль Европейского Союза?
Президент: Последние переговоры прошли в Брюсселе 15 июля с участием главы Европейского совета Шарля Мишеля. Но были встречи и с представителями России и США, а также двусторонние переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. На столе лежит проект мирного соглашения. Одним из пунктов является взаимное признание своей территориальной целостности. Премьер-министр Армении официально заявил, что признает территориальную целостность Азербайджана. Мы надеемся, что они сделают то же самое.
Corriere della Sera: Но вчера премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что новая война между Арменией и Азербайджаном «весьма вероятна»…
Президент: К сожалению, это реальность. Ситуация в регионе остается взрывоопасной, поскольку угроза новой военной агрессии против нашей суверенной территории крайне высока. Баку игнорирует трехстороннюю декларацию от 9 ноября 2020 года, подписанную премьер-министром Армении, президентом Азербайджана и президентом Российской Федерации. Продолжающаяся агрессия Азербайджана принимает новые формы. Мы наблюдаем регулярные обстрелы соседних приграничных районов. И, к сожалению, мы не видим адекватной и жесткой реакции со стороны международного сообщества.
Corriere della Sera: Теоретически Москва должна была оказать поддержку, но война на Украине определенно отвлекла внимание Кремля, и вы обвинили ее в том, что он делает недостаточно. На каком этапе находятся ваши отношения с Россией?
Президент: У нас по-прежнему очень тесные отношения с Россией: это наш первый торговый партнер. А мы входим в ОДКБ, Россия направила миротворческую миссию для защиты армянского населения Нагорного Карабаха. Кроме того, в России проживает много армян. Однако с началом войны есть и немало русских, решивших переехать в нашу страну и не собирающихся уезжать до ее окончания. Но очевидно, что эта война дестабилизировала регион прежде всего с экономической точки зрения. Если бы ее не было, у нас могли бы быть другие отношения и с Россией, и с Украиной».