Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов в своём telegram-канале «Донской казак» проанализировал июльские тезисы секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна.
Июльские тезисы Армена Григоряна: повод задуматься о роли России в армяно-азербайджанском урегулировании.
1. Саммит НАТО в Вильнюсе «съел» всю международную информационную повестку. Но каким бы важным ни был форум в столице Литвы, другие события также требуют к себе серьезного внимания.
2. Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта уже многие годы рассматривается как полная безнадега. И всякие попытки найти некие развязки вызывают разве что кратковременный интерес. Пара дней завышенных ожиданий, потом снова безнадежная рутина или рутинная безнадега.
3. Между тем, пространное интервью секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна армянской редакции «Голоса Америки» от 11 июля стоит того, чтобы задуматься и не проходить мимо.
4. Во-первых, Григорян - тот представитель руководства республики, который активно вовлечен в переговорный процесс по урегулированию конфликта с Азербайджаном. Значит, не просто знает инсайды, он их формирует. Во-вторых, он - фигура публично активная, многие установки армянской власти он доносит до широкой общественности. Поэтому внимаем!
5. Ключевые идеи Григоряна:
- переговоры Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, намеченные на 21 июля, могут состояться раньше,
- Российский миротворческий контингент в Нагорном Карабахе не оправдывает ожиданий,
- проблема карабахских армян - это не про территории, а про гражданские права (по факту в азербайджанском государстве),
- отношения с США для Армении особо важны, их надо всячески укреплять и развивать.
6. Не будем спешить с выводами. Но тот политико-дипломатический дизайн, который представил Григорян, свидетельствует: рамочное соглашение при посредничестве Запада ближе, чем ранее. Это не про урегулирование конфликта в содержательном плане, это - про «упаковку», которую элиты Армении и Азербайджана смогут более или менее успешно «продать» на внутреннем рынке. Для России сия новость не очень хороша. Можно, конечно, винить во всем прозападных политиков Армении, и такой критический пафос будет в чем-то оправдан. Кто-то вспомнит (и справедливо) занятость России Украиной. Но объективности ради стоит упомянуть и нашу работу с Кавказом по «остаточному принципу» ( не с 2022 года, а гораздо раньше), и наши прорехи в информационной работе («молчанку» там, где надо было голос надрывать). Словом, комплексная проблема. Армения, предпочтя США, может потерять больше, чем приобрести. Однако, для нас это не является хорошим утешением.
7. Не надо впадать в истерики и кричать «караул»! Но осознавать, что Россия утрачивает (и день ото дня все сильнее) свою политическую эксклюзивность в армяно-азербайджанском урегулировании, нужно. Рамочное соглашение при модерации США и ЕС этот тренд, увы, усилит. Конкуренция, конечно - не приговор, ее можно и нужно выигрывать. Но сейчас мы вовлекаемся в это соревнование, теряя неформальный статус первого среди равных. Не бесповоротно, но основания для тревоги есть. Крайне важна серьезная работа над ошибками. В условиях, когда время не терпит.