В воскресенье в Турции прошёл второй тур президентских выборов. С небольшим перевесом победу одержал действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который встретит столетие образования Турецкой республики лидером страны. Причём страны, чей вес на международной арене повышается, но при этом усиливается раскол внутри турецкого общества.
Согласно озвученным Высшим избирательным советом Турции данным, Эрдоган во втором туре (впервые в истории Турецкой республики прошёл второй тур президентских выборов) набрал 52,14% голосов, а его соперник от объединённой оппозиции Кемаль Кылычдароглу 47,86%. Как и в первом туре, оппозиция получила большинство в крупных городах и курдских районах, но этого вновь не хватило для победы. Свою роль в поражении сыграли как мощнейший медиаресурс под контролем власти, так и слабая харизма Кылычдароглу, который, вероятно, был самым удобным соперником для Эрдогана из возможных кандидатов объединённой оппозиции. Ещё после первого тура и победы партии Эрдогана и его союзников на парламентских выборах стало ясно, что победа во втором туре президентских выборов уже никуда от действующего президента не денется. И властям надо просто технически оформить свою победу с помощью голосов своего электората - исламистов и националистов.
Учитывая, что, как уже отмечалось, оппозиция была сильна в крупных городах, в частности в Стамбуле и Анкаре (там даже мэры её представители), а также нескрываемое желание Запада добиться ухода строптивого Эрдогана, 28 мая оставался открытым лишь один вопрос - примет ли Кылычдароглу своё поражение или попытается вывести своих сторонников на улицу? Тем более учитывая прогнозируемый небольшой разрыв между ним и Эрдоганом, и явные симпатии США и ЕС к оппозиции.
Однако, никакого «Майдана» или его попытки в итоге не случилось. Проигравший десятые выборы в своей политической карьере Кылычдароглу назвал прошедшие выборы «одним из самых несправедливых периодов в истории страны». Выступая перед своими сторонниками он заявил, что «выборы прошли в несправедливой атмосфере». А также сообщил, что продолжит оппозиционную деятельность.
«Очень трудно устраивать "оранжевые революции", когда в стране, несмотря на недовольство отдельных граждан, очень прозрачные выборы. Да, статистически получается, что каждый второй проголосовал против Эрдогана, и он учёл такую возможность. Многие граждане Турции, как мне кажется, поняли, что нет смысла раскачивать беспорядки: кроме прочего, в стране не оказалось лидера общественного мнения, который мог бы быть ангажирован прозападными силами. В стране понимают, что нереально донести до турецких избирателей, проголосовавших против Эрдогана, позицию, что нужно вытеснить Эрдогана с его поста. Выборы для того и существуют, чтобы закрепить легитимность власти. А протесты - это беспорядки и кровопролитие. В Турции этого не хотят. Тем более Эрдоган достаточно силен, чтобы противостоять подобным выступлениям. Кроме того, раздражающих факторов во время выборов, таких как фальсификации, не было, желающим устроить беспорядки ухватиться оказалось не за что»,- прокомментировал отсутствие поствыборных процессов автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.
При этом надо отметить, что, хотя западные лидеры поздравили Эрдогана с победой на выборах, но все же «ложку дёгтя» добавили. Так, наблюдатели от Парламентской ассамблеи ОБСЕ отказались назвать турецкие выборы честными и свободными. Западные наблюдатели в своих заявлениях отмечали, что «предвзятость СМИ и продолжающиеся ограничения свободы выражения мнений создали неравные условия и способствовали неоправданному преимуществу действующего президента».
«В сложной ситуации, в которой мы находимся в Турции, но с высокой явкой и пониманием того, что у людей был выбор между настоящими политическими альтернативами, слишком недальновидно было бы сказать, были ли они честными или нет, были они свободными или нет», - заявила после выборов глава делегации от парламентской ассамблеи ОБСЕ Фарах Карими.
Еще более жестко высказался об итогах турецких выборов министр продовольствия и сельского хозяйства Германии Джем Оздемир, являющийся потомком иммигрантов из Турции. Он призвал живущих в Германии турок не радоваться победе Эрдогана на выборах, так как они не осознают последствия его переизбрания. Он написал в соцсетях, что
ему очень жаль турецкую молодежь, так как ультранационализм и фундаментализм теперь будут еще сильнее распространяться в Турции.
На победу Эрдогана и разочарование Запада результатом турецких выборов отреагировала и турецкая лира, курс которой вновь начал падать. И по прогнозам экспертов инвестиционного банка Morgan Stanley, если Эрдоган после победы на выборах по-прежнему будет выступать за сохранение низких процентных ставок, то курс лиры к доллару рухнет почти на 40% к концу года.
Что касается внешней политики Турции, то после переизбрания на новый срок Эрдоган продолжит прежний курс игры на конфликте между Западом и Россией с целью получить максимум политических и экономических дивидендов от обеих сторон. Он также продолжит усиливать влияние Турции в соседних регионах, в том числе и на постсоветском пространстве, в том числе и за счёт вытеснения России из Южного Кавказа и Центральной Азии. При этом не исключено, что после победы на выборах Эрдоган даст согласие на вступление Швеции в НАТО, дабы за счёт этого немного улучшить отношения с США и европейскими союзниками по НАТО, даже несмотря на ранее сделанные им жёсткие антиамериканские заявления, и особенно заявления со стороны видного представителя его команды, главы МВД Турции Сулеймана Сойлу.
«Эрдоган в первые несколько месяцев немного смягчит свою риторику, чтобы на Западе его признали легитимным и важным союзником. Но через некоторое время он начнет укреплять свою власть, обращаться к авторитарным методам. Что касается отношений с Россией, Анкара поддержит и продолжит близкие торгово-экономические связи, параллельный импорт, энергетические отношения также укрепятся. Но касательно военно-политических или геополитических планов, на мой взгляд, Эрдоган останется в западном блоке», - заявил «Коммерсантъ FM» турецкий политолог Керим Хас.
Что касается Армении, то премьер министр Никол Пашинян одним из первых поздравил Эрдогана с переизбранием. «С нетерпением жду продолжения нашей совместной работы для полной нормализации отношений между нашими странами», - написал он Твиттере.
Однако, судя по всему, готовность Пашиняна любой ценой нормализовать отношения с Турцией никак не повлияет на политику Анкары, которая будет продолжать оказывать полную поддержку действиям Азербайджана против Армении и Арцаха. А также продолжит оказывать давление на армянские власти с целью их полного и окончательного отказа от вопроса международного признания Геноцида армян и даже пересмотра исторической памяти армянского народа.
Айк Халатян