Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал в понедельник пресс-конференцию, в ходе которой прямо заявил, что считает Арцах частью Азербайджана.
В начале пресс-конференции Пашинян сначала прокомментировал самое резонансное событие последних дней — арест матери погибшего во время 44-дневной войны военнослужащего Жоры Мартиросяна Гаяне Акопян. Он сообщил, что не намерен призывать своего сына Ашота Пашиняна отзывать жалобу против Гаяне Акопян. В то же время он возвел своего сына и супругу чуть ли не в ранг национальных героев.
Но настоящую информационную бомбу Пашинян взорвал чуть позже, когда прямо заявил, что признаёт Арцах в составе Азербайджана. Ранее открытые и латентные сторонники Пашиняна пытались убедить себя, что, заявляя о признании территориальной целостности Азербайджана площадью 86 600 кв. км, армянские власти, якобы, прямо не упоминают Арцах азербайджанским. Но Пашинян в этот раз решил развеять все сомнения, подчеркнув, что 86 600 кв. км Азербайджана включают в себя территорию Нагорного Карабаха.
Он конечно попытался после этого опять заболтать вопрос, говоря о том, что для них важен вопрос прав и безопасности народа Нагорного Карабаха, который, якобы, должен обсуждаться в формате Степанакерт-Баку. И что Азербайджан якобы тоже признает территориальную целостность Армении в пределах 29 800 кв. км. Но главное, ради чего была проведена эта пресс-конференция, уже было заявлено. Пашинян с одной стороны открыл обществу всю правду о переговорном процессе, который вёл в последние годы (тем более он приближается к своему логическому завершению — подписанию мирного соглашения), а с другой — фактически выполнил требование Ильхама Алиева, который месяц назад заявил: «Армения, которая раньше говорила: “Карабах — это Армения и точка”, сегодня должна повторить то, что мы сказали: “Карабах — это Азербайджан и восклицательный знак”. Потому что, если она сказала “А”, то должна сказать и “Б”. Армения, принявшая за основу Алма-Атинскую декларацию и выразившая готовность к мирному договору на этой основе, должна уже официально заявить, что Карабах – это Азербайджан».
Однако, только Арцахом дело не ограничилось. Пашинян также сообщил армянскому обществу, что мирный договор предусматривает и возврат Баку анклавов Азербайджанской ССР. Что фактически даёт Азербайджану контроль над двумя стратегическими дорогами — в Грузию и Иран. Причём если дороге в Грузию хотя бы есть альтернативы, то в случае с Ираном - альтернативы этой дороге нет. И в Вайоц-Дзор и в Сюник с Ираном гражданам Армении придётся ехать через Азербайджан. Не говоря уже о том, что если сейчас относительно стабильная ситуация на тавушском направлении, благодаря годами выстроенной оборонительной линии, то после возврата анклавов вся система обороны на этом участке будет нарушена.
Заявление Пашиняна естественно вызвало резкое недовольство у существенной части общества Армении и в Арцахе. Парламент Арцаха даже выступил с очередным заявлением, в котором подверг резкой критике Пашиняна. Заодно призвав всех армян не допустить, «чтобы нынешние власти РА предприняли катастрофические шаги по уступке части армянской родины, Республики Арцах и суверенных территорий Республики Армении в состав Азербайджана под названием анклавов, что неизбежно приведет к утрате армянской государственности».
К слову, есть серьёзные вопросы и к президенту Арцаха Араику Арутюняну, который пока хранит молчание. С одной стороны Арутюнян ранее иногда критиковал Пашиняна за самые резонансные заявления, которые свидетельствовали о резкой смене властей Армении в переговорном процессе и их готовности сдать Арцах. С другой, Пашинян уверяет (а Арутюнян это не опровергает), что президент Арцаха в курсе всех деталей переговорного процесса. Это фактически делает его соучастником Пашиняна по сдаче Арцаха. Есть вопросы и к другому известному политику Арцаха - бывшему секретарю Совбеза Самвелу Бабаяну, который сейчас активно содействует Пашиняну в реализации его планов, заодно не скрывая своей готовности сотрудничать с Азербайджаном.
Подводя итоги пресс-конференции Пашиняна можно констатировать, что человек, который после своего прихода к власти утверждал, что урегулирование карабахского конфликта «должно быть приемлемо для народов Армении, Арцаха и Азербайджана», сделал в итоге так, что урегулирование стало выгодно лишь Азербайджану. И если раньше он уверял, что не вправе говорить от имени властей и народа Арцаха и вместо них решать их судьбу, решил в угоду геополитическим играм великих держав сдать Арцах. Чтобы спокойно совершить дрейф на Запад и отказаться от армяно-российских союзных отношений.
При этом Пашинян так и не ответил в ходе пресс-конференции на вопрос родителей погибших солдат: «Если все было сдано еще бывшими властями (хотя встает логический вопрос — а почему тогда шли столько лет переговоры и почему Алиев не брал «отданный» ему Арцах) и Арцах — это Азербайджан, почему Пашинян повел их детей на смерть?».
Айк Халатян