Какие цели и ценности у России на постсоветском пространстве? Для России важнее отношения с глобальными игроками в БРИКС и ШОС или постсоветское пространство.
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах VII международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности» ответил директор Национального исследовательского института развития коммуникаций, д.э.н. Владислав Гасумянов.
По-Вашему, какие цели и ценности у России на постсоветском пространстве? Что она предлагает и может предложить своим партнерам и союзникам?
Привлекательный образ России никогда не заключался в том, чтобы раздавать какие-то ресурсы или добывать какие-то ресурсы так, как это делали другие страны, например, те, которые занимались, так сказать, колониальной политикой и колонизировали какие-то страны. Мы всегда несли в соседние страны и в другие страны, с кем мы сотрудничали, свои ценности и, в первую очередь, это образование, культура, медицина – это традиционные человеческие ценности.
Нас сегодня часто спрашивают, а что же может принести Россия? Ответ такой: это же не только газ и не только нефть, которые может принести Россия, хотя это тоже очень важно. Россия может нести в (постсоветские) страны свое видение мира, свои традиционные ценности. Россия может нести свою культуру, может нести свои прорывные технологии, науку, ну и, конечно, может нести элементы обеспечения безопасности.
Сейчас часто звучит мнение, что РФ больше заинтересована во взаимодействии с глобальными игроками – Индией, КНР, странами БРИКС и ШОС. И в то же время, как отмечают некоторые эксперты, немного пренебрегает постсоветским пространством.
Это не совсем так. Дело в том, что в разные периоды времени есть какие-то фокусы, какие-то приоритеты. Во-первых, Россия за то, чтобы были глобальный мир и глобальная стабильность. А для того, чтобы они были, надо, в первую очередь, выстроить стратегические взаимоотношения с глобальными игроками. Это главное. И, уже обеспечив этот каркас глобального мира, можно делать, если так можно сказать, тонкую настройку и выстраивать отношения по другим вопросам.
Это не значит, что малые страны или какие-то соседи вне приоритетов. Они, в первую очередь, в приоритете у Российской Федерации. Просто кому-то может показаться, что на них обращают меньше внимания, нежели на других. Вот посмотрите, сейчас есть СВО России на Украине, есть коллективное противостояние Запада против России. Ну, казалось бы, более серьезной проблемы у страны, чем эта, нет. Но это не значит, что Россия не занимается продвижением и стабилизацией обстановки на Южном Кавказе, в частности по трехстороннему соглашению России, Армении и Азербайджана. Это не значит, что мы не предлагаем новые форматы, например, пятерке, о которой мы говорим на Южном Кавказе. Это не значит, что мы не выстраиваем широкие отношения с Ираном и Турцией. Это не означает, что мы не проводим мост «Юг-Север», логистические коммуникации, о которых мы долго говорим. Это все у нас в приоритетах.
Айк Халатян