10.09.2024
Провокация Азербайджана больше напоминает «разведку боем», чем конкретный план атаки
prev Предыдущие новости

Это сдвиг, но не разворот: эксперты оценили потенциал российско-грузинского сближения

В российско-грузинских отношениях произошел сдвиг, который смело можно назвать историческим. Действовавший уже 23 года визовый режим для граждан Грузии вместе с запретом на полеты туда был отменен, что официальный Тбилиси уже приветствовал на уровне МИД. Однако, как оказалось, рады этому не все. Президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала решение Москвы «провокацией», а местные активисты провели акцию протеста против возобновления прямого авиасообщения с Россией и отмены виз.


Москва подвела черту


Президент России Владимир Путин 10 мая отменил визовый режим для грузинских граждан, действовавший с 2000 года. Таким образом, граждане Грузии с 15 мая смогут посещать Россию на срок до 90 дней без оформления виз.


Решением Путина подводится черта под целой эпохой российско-грузинских противоречий, уходящая своими корнями в период правления президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе вокруг Панкисского ущелья. Формальным поводом для ввода визового режима стало стремление «предотвратить проникновение в РФ с территории Грузии чеченских боевиков». С тех пор отношения между странами резко ухудшились, что привело к вооруженному конфликту 2008 года и разрыву дипломатических отношений. В итоге Грузия также ввела визовый режим для российских граждан, который был отменен в одностороннем порядке в 2012 году.


Уже после ухода Михаила Саакашвили с поста президента Грузии, новые власти страны продолжили курс на нормализацию (тогда они этот процесс называли «рационализацией») двусторонних связей, который Россия поддержала. В 2015-2017 годах Россия упростила визовый режим для граждан Грузии.


Вместе с решением об отмене визового режима российское руководство сняло запрет на полеты в Грузию, который был введен летом 2019 года после серии антироссийских митингов во время приезда в Тбилиси российского депутата Сергея Гаврилова.


Прямые рейсы, как сообщает ТАСС, могут появиться до конца мая при оптимистичном сценарии, полагают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Однако российские авиакомпании испытывают дефицит флота и, чтобы открыть рейсы в Грузию, самолеты придется снять с других маршрутов, по которым есть летнее расписание.


В Министерстве экономики Грузии уточнили, что, в случае возобновления авиаперелетов, в Грузию смогут летать самолеты российских авиакомпаний, которые не находятся под международными санкциями. Находящиеся под санкциями российские авиакомпании этой возможностью воспользоваться не смогут, отметили в ведомстве.


Противоречия остаются


Хотя эксперты и политики предостерегают от излишних ожиданий, ибо за прошедшие почти четверть века в отношениях двух стран накопилось множество проблем, все же они признают историческое значение политического решения. В нем, как отмечает российский политолог, кавказовед Сергей Маркедонов, четко выраженная прагматика.


«В контексте СВО и углубляющейся конфронтации Запада и России крайне важен хотя бы мизерный позитив в «ближнем зарубежье». Тем паче, что Грузия в 2022-2023 гг. показала немало проявлений прагматизма. Значит, есть шансы придать определенный импульс двусторонней нормализации и перейти к десакрализации имеющихся противоречий. Сами противоречия никуда не исчезнут, не надо иллюзий. Но решать их можно (и нужно) спокойно и взвешенно, с учетом интересов друг друга», - написал ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов в своем Телеграмм-канале «Донской казак».


С ним согласен эксперт по Грузии Джонни Меликян, по словам которого, решение Москвы – в первую очередь политический месседж. Он свидетельствует о том, что в России увидели взвешенную политику, которую ведет Тбилиси на фоне украинского кризиса и глобального противостояния России с Западом. «Будучи на стороне западного мира Грузия все же дала понять своим партнёрам и союзникам, на фоне существующего на Западе максимализма и давления на Тбилиси, что есть красные линии. А это вопрос национальной безопасности, благосостояния грузинских граждан и в этих вопросах Тбилиси не намерен идти на уступки», - пояснил в беседе с VERELQ Меликян, добавив, что речь идет о прагматизации отношений двух стран.


«Не нужно думать, что это прорыв в отношениях, который приведет к тому, что Грузия поменяет свой внешнеполитический вектор или Россия будет рассчитывать на Грузию. Проблемы Абхазии и Южной Осетии, а также вопрос территориальной целостности Грузии остаются», - отмечает Джонни Меликян.


Общество разделилось на «за» и «против»


Грузинский эксперт Анджапаридзе видит в решении российского руководства больше геополитическую подоплеку. «Данное решение по времени совпало с тем, что Европейский союз должен принять решение предоставить Грузии статус кандидата на членство в ЕС. В связи с этим, думаю, данное решение Москвы направлено на то, чтобы помешать этому процессу, а также усилить влияние России в стране, зная, что очень многие граждане Грузии страдают от существования данного визового режима, - сказал в беседе с VERELQ Заал Анджапаридзе и добавил. – Так что это решение направлено на конкретный сегмент нашего общества».


Грузинское общество, будучи разделенным по критериям внешнеполитической ориентации, встретило решение российского руководства неоднозначно, признает Анджапаридзе.


Прозападно настроенная часть общества, отмечает эксперт, протестует, ибо видит в этом угрозу получения Грузией статуса кандидата на членство в ЕС и торможения движения страны по пути евроинтеграции. Именно с этой прослойкой социума солидаризировалась президент Грузии Саломе Зурабишвили, назвав решение Кремля «провокацией» и призвав «правительство созвать заседание Совета национальной безопасности для обсуждения вопроса введения трехмесячного визового режима для россиян».


Однако она вряд ли может оказать на ситуацию существенное воздействие, в первую очередь в силу того, что полномочия грузинского президента носят церемониальный характер, а вся полнота власти сконцентрирована в руках премьер-министра и правительства. Исполнительный орган власти, наоборот, приветствовал решение Москвы, сделав акцент на его гуманитарную, а не геополитическую составляющую.


«Более миллиона наших граждан проживают в Российской Федерации, у которых очень тесные связи с людьми, родственниками, близкими, которые проживают в Грузии, и это решение, увиденное сквозь гуманитарную призму, для любой ответственной власти приветствуется», - говорится в заявлении главы МИД Грузии Ильи Дарчиашвили.


Позиция же грузинских властей существует не в вакууме, она находит положительный отклик, уверяет Анджапаридзе.


«Есть прослойка общества, которая настроена очень прозападно. Есть прослойка общества, а это в основном люди среднего и старшего поколения, которые имеют эмоциональную связь с советским прошлым и более или менее настроены к России лояльно, несмотря на все проблемы в российско-грузинских отношениях. Они акцентируют внимание на гуманитарной составляющей решения Москвы, которая принесет пользу многим гражданам Грузии, живущим в России», - отметил Анджапаридзе, добавив, что именно по этому принципу разделились мнения в грузинском обществе.


 


 

Гонка мэров Еревана началась - пресса дня
Следующая новость next

Регион

Все новости