19.04.2025
Ситуация дошла до той точки, когда это даже для Пашиняна политическое самоубийство
prev Предыдущие новости

Ереван больше не доверяет брюссельскому формату Шарля Мишеля

Премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые публично выразил недовольство брюссельским форматом армяно-азербайджанских переговоров. Достигнутые на этой площадке договорённости не реализовывались, что Пашинян считает «фундаментальной проблемой», хотя раньше армянские власти и придворные политики всячески хвалили посреднические усилия Европейского союза. Последний в свою очередь периодически перехватывал у Москвы эстафету эксклюзивного посредника в армяно-азербайджанском урегулировании, пытаясь, конечно, не без поддержки США, вытеснить Россию из региона.


«Мы увидели фундаментальную проблему в брюссельском формате. Мы о многом договорились, но практически ничего не реализовано», - сказал премьер-министр Пашинян в ходе пресс-конференции 14 марта, напомнив, что 14 декабря 2021 года на трехсторонних переговорах в Брюсселе была достигнута договоренность о запуске железной дороги Ерасх-Садарак-Ордубад-Мегри-Горадиз, которая так и не была реализована. Количество таких договоренностей в рамках брюссельского формата перевалило за десяток. Они, как пояснил Пашинян, касались карабахского урегулирования, разблокировки транспортных коммуникаций, пограничной безопасности, возвращения армянских пленных из Азербайджана и пр.


В случае брюссельского формата, учрежденного президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, существующий нарратив «когда нет переговоров, возрастает риск эскалации» не сработал. «Переговоры в Брюсселе показали нам, что они не только не снижают риск эскалации, но и повышают его», - отметил Пашинян, напомнив, что широкомасштабная агрессия Азербайджана против Армении в сентябре прошлого года произошла через тринадцать дней после встречи в Брюсселе, 13 сентября.


Этот факт тоже Никол Пашинян признал в ходе пресс-конференции, но зато «пражский формат» четырёхсторонних переговоров с участием президента Франции, главы Европейского союза, лидеров Армении и Азербайджана, назвал «очень успешным».


Пашинян считает успехом договоренность Армении и Азербайджана о взаимном признании территориальной целостности на основе Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года. После этой договоренности Баку назвал вопрос армянского населения Нагорного Карабаха «внутренним делом» Азербайджана. Это заставило также изменить позицию Москвы, до этого предлагавшую оставить вопрос статуса Нагорного Карабаха следующим поколениям.


«Поэтому, когда, подписав эту договоренность, нам армянские коллеги говорят: «а вот пусть Россия подтвердит свои предложения по статусу Карабаха», вы сами понимаете: это не из оперы ведения переговоров, а из другой», - заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции 1 декабря. При этом он добавил, что само армянское руководство в последнее время говорит не о статусе, а о том, что нужно обеспечить права армянского населения в Карабахе.


Политолог Бениамин Погосян считает слова Пашиняна выражением недоверия к брюссельскому формату. «То, что Армения уже длительное время настаивает на участии президента Франции Макрона в этом формате, чтобы он из трехстороннего перерос в четырехсторонний формат, свидетельствует о наличии недоверия к Шарлю Мишелю. То есть Ереван намекает на то, что в формате «Алиев-Мишель-Пашинян» глава Европейского совета и президент Азербайджана вместе работают против Армении. Посему необходимо участие Макрона», - пояснил Погосян в беседе с VERELQ.


Для Еревана посреднические усилия президента Франции видимо настолько принципиальны, что один раз даже переговоры в брюссельском формате были сорваны из-за разногласий Пашиняна и Алиева по поводу целесообразности участия Макрона в них. Расстроенный резкой реакцией официального Парижа на сентябрьскую эскалацию между Арменией и Азербайджаном в прошлом году, Алиев отказался от запланированной на 7 декабря встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Брюсселе из-за желания армянской стороны подключить к ней президента Франции Эммануэля Макрона.


После переговоров в Брюсселе 31 августа, как считает Бениамин Погосян, Армения фактически стала считать брюссельский формат не серьезным.


«Фактически Ереван не считает Шарля Мишеля арбитром или беспристрастным посредником. На это накладывается и подписанный между Брюсселем и Баку документ об энергетическом сотрудничестве (ожидается, что импорт азербайджанского газа в Евросоюз к 2027 году вырастет до 20 млрд кубометров в год – прим.), которому Европейский союз придает большую важность в сотрудничестве с Азербайджаном и Брюссель не может быть беспристрастным посредником», - отметил политолог Погосян.


С ним отчасти согласна и эксперт по военно-политическим вопросам Армине Маргарян. Однако она сомневается, что армянское руководство правильно понимает и истолковывает переговорные месседжи и достигнутые договоренности. «Когда на переговорной площадке посредник предлагает что-то, Ереван соглашается, а Баку в знак одобрения кивает головой или отмалчивается, это еще не значит, что стороны достигли договоренностей и они железобетонные. Азербайджан на протяжении всего переговорного процесса придерживался такой тактики. Это разве сложно понять? Посему не нужно удивляться, что в Брюсселе и в Баку месседжи Алиева отличаются друг от друга», - считает Маргарян.


Все же Ереван, хотя и не отказывается от переговоров с Баку, но не настроен присутствовать на брюссельской площадке лишь при посредничестве Шарля Мишеля. А устраивающие Ереван переговоры в четырехстороннем формате отвергает Баку. Пашинян предлагает расширить брюссельский формат. «Азербайджану не нравятся переговоры в четырехстороннем формате при посредничестве Франции, но и там есть решение. Устроим встречу впятером: пригласим Германию и США. Мы готовы», - заявил Никол Пашинян.