Отсроченный статус Арцаха был и остается самой реалистичной идеей. Об этом заявил зампредседателя партии «Армянский Национальный Конгресс» Левон Зурабян.
«Позиции у азербайджанской и армянской стороны по этому вопросу взаимоисключающие, сблизить позиции никогда не удавалось. Поэтому все те, кто реально задумывался о мире, понимал, что единственной возможностью является отсрочить решение вопроса статуса. Иными словами, предлагалось оставить вопрос в подвешенном состоянии, чтобы планом урегулирования не устанавливалось ни вхождение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, ни его независимость. Именно эта идея и лежала в основе поэтапного решения 90-х годов», - заявил Зурабян в эфире программы Pressing.
Большим достижением этого поэтапного варианта было то, что под документом о мире должен был поставить свою подпись и Арцах, тем самым он становился субъектом международного права. «К сожалению, максималистские позиции некоторых сил воспрепятствовали реализации этого варианта», - заявил он. Зурабян отметил, что версия об отложенном статусе в качестве согласованного предложения сопредседателей была представлена сторонам и позже - в июне 2019 года. «Это единственная идея, которая могла сработать и должна была сработать, и это обеспечило бы блестящее решение», - заявил он.
Сегодня, предлагая отсроченный статус, Россия, естественно, преследует в первую очередь свои интересы, поскольку таким образом позволит сохранить свой миротворческий контингент в Арцахе и свое влияние в регионе. «Выгодно ли это нам? На мой взгляд – да. С учетом результатов военных действий это единственное спасение, единственный шанс на то, что армяне Арцаха останутся жить там», - заявил он.
Разговоры о разрабатываемых ЕС механизмах гарантий, для ведения диалога Степанакерт-Баку, Зурабян считает нереалистичными. «Я в это не верю. Если там не будет силовой структуры, которая играет роль сдерживающего фактора, там не останется ни одного армянина», - заявил он.
Запад, продолжил он, естественно, выступает против этого варианта урегулирования, поскольку он подразумевает не только пребывание РМК в Арцахе, но и контроль над связывающей Турцию и Азербайджан стратегической дорогой через Сюник. «Тут дело не в том, что страны Запада выступают против армян Нагорного Карабаха. Их цель – нивелировать влияние России в регионе», - завил Зурабян, добавив: «И тут возникает резонный вопрос: а в чем интерес нынешней позиции Армении?»