После саммита в Брюсселе лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева 31 августа при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля, где они договорились активизировать работу над подготовкой мирного договора, резко участились контакты между Москвой и Ереваном. В понедельник, 5 сентября, в Москве министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, а 7 сентября в рамках Восточного экономического форума премьер-министр Армении проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным.
Насколько близки Ереван и Баку к заключению мирного договора? Что может предложить Ереван на этих встречах или же все будет крутиться вокруг выдвинутых Баку пяти принципов? Придётся ли Пашиняну снимать раздражение Москвы, вызванное переходом переговорного процесса в Брюссель? Обо всем этом VERELQ побеседовал с армянским аналитиком, экспертом по карабахскому конфликту Татулом Акопяном.
Г-н Акопян, по итогам брюссельской встречи Армения взяла на себя обязательство заняться этим вопросом на уровне глав МИД. Что может предложить Ереван на этих встречах или же все будет вокруг всё тех же пяти (шести) принципов?
Армения уже неоднократно заявляла, что предложенные Азербайджаном пять принципов урегулирования конфликта приемлемы для нее. Ереван в тоже время считает, что они полностью не отражают суть нагорно-карабахского урегулирования, поэтому предложил свои дополнения к этим принципам. Для Армении важно, чтобы в переговорном процессе Баку не продвигал идеи и подходы, которые выходят за рамки логики трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. Армения не желает идти на поводу требований Баку и Анкары по поводу открытия так называемого «Зангезурского коридора» для обеспечения связи Азербайджана с Нахиджеваном. Ереван вместо этого предлагает Азербайджану три автомобильных пути по своей территории для связи с Нахиджеваном, а дальше с Турцией.
Переход переговоров в Брюссель, очевидно, раздражает Москву. Можно ли сказать, что Пашиняну на ВЭФ придётся снимать раздражение Москвы? Ощущают ли это раздражение в Ереване?
Даже в самые мирные времена, когда отношения между Россией и Западом были достаточно безоблачными, в процессе карабахского урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ определенная конкуренция существовала между этими центрами силы. Недовольство Москвы ощущалось при активизации США или Франции в этом процессе. Это не плохо и не хорошо, это факт. Здесь главное, кто на земле более эффективно действует, кто приносит мир региону. Если США становятся крестным отцом мира, это значит Вашингтон будет диктовать повестку в регионе, если Россия это сделает, то хозяином ситуации становится Москва. Не стоит думать, что США или Запад прикладывают больше усилий для установления мира в регионе, а Россия этого не хочет или наоборот. Вопрос в другом – на чьих условиях будет установлен мир, новый статус-кво в регионе. На сегодняшний день при посредничестве России установлен новый статус-кво, и естественно Москва не в восторге от попыток посреднического вмешательства Европейского союза. И когда на этом фоне начинаются разговоры по поводу восстановления формата Минской группы ОБСЕ, у меня возникает вопрос - для чего это нужно? Какой вопрос мы желаем таким образом решить, что нельзя сделать в трёхстороннем формате (имеется ввиду формат Москва-Ереван-Баку). Естественно, все это вызывает недовольство Москвы, и Армения должна работать с российской стороной, чтобы у российского руководства не возникли подозрения. Возникновение подозрения у российского руководства относительно целеполагания Еревана может привести к тому, что Москва придаст еще большее значение Азербайджану, потому что у обоих одинаковое мнение о Минской группе ОБСЕ. Я в этом плане, не понимаю позицию армянских властей.
В эти дни случилось еще одно интересное событие. Миллиардер Рубен Варданян отказался от российского гражданства и переехал в Арцах. Это никак не повлияет на ситуацию вокруг Карабаха?
Рубен Варданян – достаточно независимый и опытный человек, у него свои политические расчеты. Эти расчеты могут совпадать с позицией Кремля или нет, но он переехал в Арцах, чтобы вернутся оттуда в Армению и представить политическую заявку для того, чтобы возглавить следующее правительство. У меня складывается такое впечатление. Рубен Варданян связан с политикой, он ведет свою игру и пытается использовать карабахскую проблему для прихода к власти в Армении. И в этом нет ничего удивительного, поскольку все предыдущие руководители Армении сделали то же самое, будь то Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян или Серж Саргсян. В Армении власти приходили и уходили на волне карабахской проблемы. Это может сделать и Рубен Варданян с учетом того, что карабахская тема является частью идентичности армянского народа. Не знаю, будут ли реализованы планы Варданяна, но, очевидно, он уже представил политическую заявку, переехав жить в Арцах.
Стоит ли ожидать новой динамики в карабахском урегулировании в будущем? Азербайджан, очевидно, торопится с подписанием мирного договора. Алиев говорит, это дело нескольких месяцев. В противном случае война?
Я думаю, что власти Армении, сейчас, как никогда выступают за подписание мирного соглашения с Азербайджаном. Но с условием, что содержание этого документа останется в рамках логики заявления от 9 ноября 2020 года. Ереван сейчас готов к подписанию такого документа, поскольку не желает новой войны с Азербайджаном. По той простой причине, что не готов к войне. Это не значит, что Армения готовая принять условие Азербайджана по поводу того, чтобы признать Арцах в составе Азербайджана. Скорее, Ереван, желает оставить этот вопрос в подвешенном состоянии. Баку же желает, чтобы Армения не только признала территориальную целостность Азербайджана, но и заявила, что признает Арцах в составе Азербайджана. Армения к этому не готова, но она готова молчаливо признать реальное положение дел на земле и снизить свою планку ожиданий в карабахском урегулировании, затрагивая вопросы безопасности и прав народа Арцаха.