Обнародованы Первые видеокадры из сирийского города Джераблус (находится на расстоянии около одного км сирийско-турецкой границы), куда вторглись турецкие войска совместно с силами оппозиционной Свободной сирийской армии в рамках операции «Щит Евфрата».
Операция, как сообщает агентство
"Анадолу", началась накануне Специальной оперативной группой ВС Турции и ВВС международной коалиции. Боевики террористической организации ДАЕШ спешно покинули район Джераблус северной сирийской провинции Алеппо.
Турции помогали радикальные формирования
По сообщениям ряда СМИ, турецким военным помогали и более радикальные формирования. За несколько дней до начала операции Турецкая служба Би-би-си говорила с одним из бойцов ССА. Он сообщил, что представители ССА, а также отряды "Ахрар Аш-Шаам" и некоторые другие исламистские формирования перешли на территорию Турции в районе Килиса, чтобы оттуда атаковать Джераблус,
сообщает "Би-би-си".
В четверг утром Турция подтянула к Джераблусу еще 10 танков. Анкара заявила, что выбила боевиков "Исламского государства" из города. При этом потерь со стороны турецких военных нет, а ССА потеряла убитыми лишь два человека. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что ИГ оставила город еще до прихода турецких сил, осознав неизбежность поражения. Серьезных боев за город в этот раз не было - лишь несколько небольших столкновений.
Почему сейчас?
Турции важно было установить контроль над городом прежде, чем его могли бы взять "Сирийские демократические силы", в состав которых входят формирования курдов, арабов, ассирийцев, армян и туркменов.
Анкара очень обеспокоена продвижением формирований курдов. Их отряды уже контролируют 8/9 сирийско-турецкой границы. Если курды смогут фактически взять под контроль оставшиеся 70-100 км границы, это свяжет курдские регионы на востоке и на западе. Турция опасается создания единого пространства под контролем курдов и пытается создать буфер на границе Сирии с Турцией.
Сейчас Турция требует, чтобы курды оставили город Манбидж. Отряды курдской самообороны с огромным трудом взяли город после боев, которые продолжались около 70 дней. До войны Манбидж был населен преимущественно арабами, поэтому сейчас Турция требует передать его отрядам ССА. Но у курдов своя правда. Они вполне обоснованно считают себя освободителями Манбиджа и не хотят уходить.
Турция обещает применить силу, если курды не оставят город в течение двух недель. До конца ультиматума, кстати, осталось всего семь дней. Поступают сообщения о столкновениях курдских сил самообороны с отрядами ССА.
Курдов предали?
Складывается впечатление, что Турции, России и США удалось достичь некого компромиса. США поддержала турецкую операцию с воздуха. Яростной реакции со стороны России не последовало. А Дамаск ограничился весьма сдержанным предостережением.
Более того, вчера президент Турции
Реджеп Тайип Эрдоган сделал заявление, что будущее Сирии должен решать сирийский народ. Это очень напоминает риторику
Владимира Путина.
При этом раньше Эрдоган ничего подобного не говорил. Он жестко настаивал на уходе Асада. Сейчас мы видим, что его риторика меняется. Это может быть свидетельством того, что Анкара, Москва, Дамаск и Вашингтон достигли какого-то компромиса.
Курды чувствуют себя преданными. Многие месяцы они выполняли тяжелейшую работу на земле - боролись с ИГ. Курдов поддерживали и Россия, и США. Однако вчера представитель США заверил Турцию, что курды оставят Манбидж в положенный срок.
Удачный ход или опасная игра?
С одной стороны, Эрдоган заработал дополнительные очки, введя танки в Сирию. Второй день подряд фото и видео турецких военных из Джераблуса горячо обсуждаются в турецком сегменте интернета. Многие пользователи пишут восторженные комментарии, в обществе продолжается подъем национализма.
С другой стороны, Эрдоган рискует обострить ситуацию. Чем большее давление он оказывает на ИГ, тем выше риск того, что активизируются спящие ячейки группировки. А значит, возможны новые нападения экстремистов на города Турции. Нервы могут сдать и у отрядов курдской самообороны, которые фактически стоят на границе с Турцией. Напряжение на границе Сирии и Турции нарастает.