Запад вчистую проиграл информационную войну против России внутри самой России. Рейтинг президента Владимира Путина растет вверх, уровень поддержки военной операции тоже растет. Причем в огромном числе случаев это совершенно искренняя поддержка, а не поддержка, навеянная государственными СМИ.
Об этом заявил ведущий научный сотрудник Института Международных исследований МГИМО, директор Лаборатории анализа политических процессов Николай Силаев 25 марта во время встречи с журналистами и экспертами, организованной EADaily по теме «Украинский кризис в мировом и постсоветском контексте».
Вместе с тем, эксперт признал, что информационная война против России ведется успешно за пределами нашей страны, и в этой связи российская точка зрения на Западе почти не представлена.
«Происходящее на Украине очень драматично. То решение, которое было принято президентом России Владимиром Путиным, это, без сомнения, крайнее решение», — подчеркнул Николай Силаев.
Касаясь хода различных прогнозов и оценок хода специальной военной операции, эксперт отметил, что не правы были и те кто пророчил быструю победу России, и те, кто ожидал быстрого исхода в пользу Запада. Эксперт сказал, что не может судить о том, оправдались ожидания российской стороны от операции или нет, выполнены планы или нет, потому что не знает, что конкретно написано в документах Генштаба.
«Ясно при этом, что курс на то, чтобы беречь гражданское население сохраняется. Ясно также, что как бы ни был выверен этот курс, потери среди гражданских есть. Драматизм ситуации в том, что основные военные действия разворачиваются в той части Украины, где у России больше всего симпатизантов и сторонников», — посетовал Николай Силаев.
Что касается переговоров между Москвой и Киевом, то, по мнению эксперта, полную картину по информационным утечкам составить невозможно.
«Но в самых общих чертах Украина, по видимому, согласна на нейтральный статус, при этом она настаивает на гарантиях безопасности со стороны ряда государств, против чего, в принципе, не выступает Россия. В то же время крупнейшим препятствием для Украины остается признание независимости ДНР и ЛДНР и текущего статуса Крыма. От чего и возникла идея референдума, которую высказал Зеленский», — продолжил он.
По словам Силаева, украинское руководство прекрасно понимает, что в настоящий момент их собственные же коллеги по парламенту и украинской элите их просто съедят, если они пойдут на такую договоренность с признанием ДНР, ЛНР и Крыма.
Эксперт повторил официальную позицию Россию относительно того, что оккупация Украины не планируется, и новой администрации на Украине создавать тоже не планируется. Вместе с тем, он подчеркнул, что не знает, может ли такая позиция со временем измениться.
«Чем дольше Киев затягивает переговоры, тем сложнее будет нам сохранять достаточно умеренные требования», — подчеркнул он.
Кроме того, по мнению Силаева, России в любом случае придется обустраивать жизнь на территориях, подконтрольных российским ВС.
«Люди должны получать гуманитарную и медицинскую помощь, иметь возможность купить продукты и работать. Херсонская область затронута войной незначительно с точки зрения разрушения инфраструктуры. Там пора начинать посевную кампанию, там открыт доступ в Крым, то есть, открыта возможность для торговли. Это все надо регулировать. Поэтому мы видим сотрудничество с людьми на местах, которые готовы в этом участвовать. Это происходит и в Херсонской, и в Запорожской и даже в Харьковской области, и под Киевом. И понятно, что чем больше затягиваются военные действия, тем более актуальна эта задача», — сказал Николай Силаев.
Он также подчеркнул, что инфраструктуры на территориях, контролируемых Россией, быстро восстанавливаются при необходимости. «И железнодорожный путь в Херсон, и ж/д сообщение в ДНР и ЛНР можно считать не только сигналом к тому, что установлена более или менее мирная жизнь на части территории, но и сигналом к тому, что логистические ограничения для ВС РФ существенно сокращаются», — считает он.
Поставки вооружения со стороны НАТО Украине, по словам эксперта, есть и они будут продолжаться.
«Но здесь есть несколько ограничений, какую роль они могут сыграть. Это вопрос логистики. ВС Украины в значительной степени утратили способность маневра, и пути их снабжения нарушены. Даже если оружие поступает, нужны люди, которые умеют его применять и обучать тех, кто не умеет. Для этого нужны надежные тылы. С этим тоже все непросто. В третьих, идея о передаче Украине старых советских истребителей, которые могли бы действовать с польских аэродромов, предполагает непосредственное вовлечение стран НАТО в военные действия со всеми вытекающими последствиями», — считает Силаев.
По его словам, украинскую армию нельзя недооценивать, и в России этого и не делают.
«Но в долгосрочном плане соотношение сил не в пользу Киева. Какие у этого будут политические последствия? На мой взгляд, Киев сейчас может решать, какие политические последствия для себя видит и какие видит пути для минимизации тяжелых политических последствий. Хочу подчеркнуть, мы в ситуации очень драматичной и очень тревожной, ничего не предрешено, и триумфалистский тон с российской стороны совершенно неуместен, правда я должен отметить, что от триумфалистского тона наши СМИ, не говоря уже о нашем руководстве, воздерживаются».