Наряду с военным противостоянием на Украине вопросы о санкциях против России стали одним из ключевых сюжетов сегодняшнего дня. Новостные ленты не успевают размещать сообщения о новых пакетах ограничений, вводимых США, ЕС в целом, отельными странами Евросоюза в отношении к РФ. Наряду с государством в санкциях участвуют и отдельные компании, а также союзники Вашингтона и Брюсселя, которые пока что не имеют еэсовской прописки.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"На этом фоне сообщения о том, что такие ближайшие союзники Украины, как Грузия и Молдавия не присоединились к общему станционному хору, представляют, как минимум, интерес. В чем мотивация Тбилиси и Кишинева. Напомню, что Грузия вместе с Украиной получила обещание стать членом НАТО еще в апреле 2008 года. С тех пор кейсы двух стран зачастую рассматривали через запятую. Молдавия – иной случай. Формально нейтральная страна, стремящаяся в ЕС, но не в Североатлантический альянс, но при этом имеющая общий с Киевом интерес в отношении к Приднестровью. Все три страны- члены интеграционного объединения ГУАМ (Организации за демократию и экономическое развитие). Все три образуют трио лидеров в проекте «Восточное партнерство», подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС. И все три получили безвизовый Шенген. Киев, Кишинев и Тбилиси ориентированы на прозападный внешнеполитический вектор. Однако военное противостояние на Украине не сплотило эту тройку постсоветских диссидентов.
Причин несколько. И Тбилиси, и Кишинев стоят перед дилеммой конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Первые два заморожены, а с точки зрения Москвы, урегулированы, чего не скажешь о ситуации на Днестре. В этом контексте ни Майя Санду, ни Ираклий Гарибашвили не хотели бы становиться заложниками украинской динамики. Велика угроза мультипликации конфликтов и того, что не самые жаркие противостояния вдруг актуализируются.
При этом и у Грузии, и у Молдавии своя повестка в отношениях с Россией. Страны, несмотря на многочисленные проблемы на российском направлении, сохраняют связи с нашей страной, и экономические, и культурные, и социально-гуманитарные. Для Молдовы это энергетический сектор, а Грузия поставляет свою продукцию (винную, например) на российский рынок. Поставить эти связи на карту не готовы ни в Тбилиси, ни в Кишиневе. И снова, и снова. Любые интеграционные проекты на постсоветском пространстве просеиваются через сито национальных интересов. И здесь зачастую прагматика идет впереди лозунгов о солидарности", - пишет Сергей Маркедонов.