Парламентское большинство отказалось включать в повестку дня законопроект, ограничивающий госзакупки от одного лица. За включение законопроекта в повестку дня заседаний проголосовало всего 26 депутатов, против - 62, воздержались - 0.
Основной докладчик Агван Варданян обратил внимание правительства на перманентный рост числа закупок от одного лица. «В 2017 их было 50, в 2018 – 27, в 2019 – 195, в 2020 – 788, в 2021 – 244. Он отметил, что оппозиция предлагает внести поправки в закон «О закупках» с целью уточнения условий срочных закупок и тем самым нивелирования коррупционных рисков и возможных злоупотреблений. По его словам, ст. 23 закона достаточно проблематична, поскольку позволяет осуществлять закупки от одного лица - минуя конкурсный механизм государственных закупок, практически для любых целей и в любом размере. Депутат напомнил, что в реальности механизм закупки от одного лица предназначен для срочных закупок в случае возникновения непредвиденных событий или обстоятельств.
Он сообщил, что ст. 23 закона предусматривает 5 оснований для закупки у одного лица, 4 из которых весьма специфичны и при надлежащем контроле не могут представлять из себя «коррупционной лазейки». Иначе обстоит дело в случае основания, определенного п. 2 ч. 1 ст. 23 закона, в соответствии с которым закупка от одного лица, если «в результате чрезвычайной или иной непредвиденной ситуации возникла срочная потребность в закупке и применение иных форм закупок невозможно по срокам, при условии, что подобную потребность невозможно было заранее предусмотреть».
По оценкам депутата, «коррупционная лазейка» заключается в сугубо добровольном и пространственном толковании понятий «чрезвычайная ситуация» и «иная непредвиденная ситуация», что позволяет использовать эти понятия в корыстных интересах. Оппозиционер предлагает внести четкость в эти понятия. В целях уточнения понятий «чрезвычайное положение» и «иная непредвиденная ситуация» предлагается использовать понятия и механизмы, определенные другими действующими правовыми актами.
Так, предлагается закрепить, что «чрезвычайная ситуация» является случаем, определенным законом «О защите населения в чрезвычайных ситуациях», что позволит избежать вольных трактовок при использовании этих понятий для организации госзакупок. Как «иную непредвиденную ситуацию» предлагает определить случаи, при которых закупки не могли быть изначально спрогнозированы и запланированы при составлении и утверждении государственных и/или муниципальных бюджетов.