Первые семь лет существования Евразийского экономического союза показали, что ЕЭАС - это одно из наиболее динамично развивающихся интеграционных объединений в мире и несмотря на пессимистические прогнозы, объединению удалось эффективно воплотить в жизнь ряд задач, а также выстоять даже в кризисной ситуации, связанной с пандемией коронавируса.
Какие планы и программы реализованы, какие результаты зафиксировали страны ЕАЭС за первые семь лет и что нас ждет в ближайшие годы? Об этом и многом другом в беседе с VERELQ рассказал член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян.
- Артак Каджикович, в этом году Евразийскому экономическому союзу исполнилось семь лет. Как Вы оцениваете состояние темпа интеграции на постсоветском пространстве в реальном секторе экономики? Какие наиболее значимые примеры успешности реализации евразийской идеи на практике можете привести?
- Семь лет для интеграционного процесса отнюдь не долгий период времени, однако Евразийской экономической комиссии совместно со странами ЕАЭС удалось реализовать ряд важных задач и достичь определенных результатов в сферах промышленности и агропромышленного комплекса.
К наиболее значимым итогам согласованной промышленной политики можно отнести создание семнадцати евразийских технологических платформ, необходимых для внедрения в промышленное производство передовых достижений научно-технического развития. Утвержден ряд отраслевых планов по углублению промышленной кооперации, в том числе в авиастроении, фарминдустрии, производстве и использовании экологически чистого транспорта. Государства ЕАЭС также договорились совместно продвигать на рынки третьих стран ювелирную продукцию и обеспечивать сырьем металлургические предприятия Союза.
В 2021 году мы начали реализацию первой межгосударственной программы в области дистанционного зондирования Земли. Одновременно приступили к разработке межгоспрограмм в сферах энергетического машиностроения и информационно-вычислительной инфраструктуры.
Итог семилетней работы реального сектора экономики Союза таков: общий объем промышленного производства вырос на 17%. И, кстати, наилучших результатов добилась Армения, где этот показатель увеличился на 47%. Далее следуют Кыргызстан (22% роста), Россия и Казахстан (17% роста) и Беларусь (12% роста). Интенсивное развитие показала обрабатывающая промышленность, где рост составил 22%. Особую лепту в эту работу вложили предприятия фарминдустрии, деревообработки, производства по выпуску металлоизделий, транспортных средств и оборудования, целлюлозно-бумажная и текстильная промышленность. И, к слову, здесь снова лидером стала Армения, продемонстрировав прирост в 40%.
Безусловно, не могла не сказаться на развитии промышленного комплекса стран Союза пандемия COVID-19, но самые негативные сценарии, к счастью, не сбылись. К слову, обрабатывающая промышленность в 2020 году даже продемонстрировала рост. 2021 год показал восстановительные темпы развития, и промпроизводство в ЕАЭС в целом выросло.
Воплощая в жизнь интеграционную повестку в агропромышленном комплексе, наши страны последовательно реализуют совместные меры по эффективному использованию ресурсного потенциала для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и наращивания агропродовольственного экспорта. За последние семь лет объем производства сельскохозяйственной продукции в целом по Союзу увеличился на 14 %. Сегодня наши государства полностью удовлетворяют внутреннюю потребность в основных видах продовольствия за счет собственного производства. Из третьих стран ввозятся лишь отдельные виды продовольствия, которые не производятся в ЕАЭС в силу природно-климатических условий.
Для решения вопросов импортозамещения сегодня проводится последовательная работа по созданию общих рынков семян сельскохозяйственных растений и племенной продукции. Разработаны и приняты два межгосударственных соглашения – об обращении семян сельскохозяйственных растений и о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными.
- А может ли Союз сам себя прокормить? Какие позиции по самообеспеченности продуктами питания у Армении, и какой есть потенциал?
- В прошлом году самообеспеченность основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия составила 93%. На сегодняшний день страны «пятерки» полностью покрывают внутренние потребности в зерне, свинине, овощах и картофеле, растительных маслах, сахаре и яйцах за счет собственного производства. Отмечается лишь недостаток фруктов и ягод.
Что касается Армении, то показатель ее самообеспеченности в 2021 году вырос на 5%, по сравнению с 2020 годом, вместе с тем он находится не на высоком уровне. В частности, остается низким уровень самообеспеченности Армении зерном – 38%, мясом птицы – 19% и растительными маслами – лишь 3%.
В этой связи в снабжении продовольствием важную роль играет взаимная торговля. И здесь Армения имеет высокий потенциал по снабжению стран-партнеров по ЕАЭС фруктами. В то же время счет поставок из стран Союза Армения может практически полностью закрыть потребности в растительных маслах и сахаре, а также повысить обеспеченность другими важными видами продовольствия.
- Промышленная кооперация – тема, о которой говорят наиболее часто. И так как этот вопрос курирует Ваш блок, хочется уточнить, как далеко наши страны продвинулись в этом вопросе, какие значимые кооперационные проекты уже состоялись, какие скоро планируется реализовать, и насколько активно задействована Армения в этом процессе? В каких отраслях, на Ваш взгляд, наша страна может играть если не ключевую, то одну из ключевых ролей?
- Комиссия совместно с государствами ЕАЭС создает благоприятные условия для развития производственной кооперации и реализации совместных проектов в реальном секторе. Сегодня успешно реализуются проекты в машиностроении и сельхозмашиностроении, металлургии, фармацевтической отрасли, развивается производство солнечных электростанций, есть проекты в легкой промышленности. Значимый результат интеграционного сотрудничества – локализация производства вакцины «Спутник» в Армении, Беларуси и Казахстане. Важно подчеркнуть, что пандемия стала своеобразной проверкой на прочность нашего объединения. И Союз доказал, что умеет противостоять подобного рода вызовам.
Также мы развиваем кооперацию в авиастроении. Для успешного претворения планов в этой сфере у нас есть все – технологии, материалы, кадры, испытательная и полигонная инфраструктура. Кстати, в этом месяце премьеры наших стран рассмотрят соответствующий план мероприятий на ближайшие 2 года. К слову, в 2021 году, в сравнении с 2015 годом, в Союзе значительно увеличился объем кооперационных поставок – на 92%. При этом наивысший в ЕАЭС рост, шестикратный, отмечен в Армении.
Армения традиционно славится своими компетенциями в сфере радио- и микроэлектроники, поэтому прорабатываются перспективы кооперационного сотрудничества и в этой сфере. Также в рамках Карты индустриализации сформирован пул перспективных проектов, которые планируется запустить в этом году с участием Армении. Это производство неметаллических минеральных продуктов, непрерывных базальтовых волокон и изделий из них, а также конденсаторов на основе наноструктурных материалов в стеклянной матрице.
- Какие, на Ваш взгляд, экономические перспективы следует ожидать Республике Армения в процессе развития экономической интеграции?
- Здесь важно отметить высокий потенциал Армении в импортозамещении. Например, по промышленным товарам он составляет порядка $800 млн – это треть от объема импорта из третьих стран. За счет кооперационных поставок из стран ЕАЭС возможно импортозамещение в таких отраслях, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий; машин и оборудования; электрического оборудования; металлических изделий; электротранспорта и зарядных устройств и т.д.
Одно из перспективных направлений для Армении – развитие кооперационного сотрудничества в медной отрасли. Стране, обладающей значительными запасами меди, важно обозначить приоритетными создание медеплавильных мощностей, модернизацию действующих производств, включая технологии, нейтрализующие выбросы в окружающую среду.
Если эта работа будет выполнена, в перспективе Армения может стать страной-экспортером конечной продукции высокой стоимости, то есть чистой меди. Для этого необходимо привлекать ресурсы и опыт государств-партнеров по ЕАЭС и зарубежных стран, в том числе по внедрению экологически чистых технологий в горно-металлургическом комплексе. На площадке Комиссии, к слову, идет активная работа в этом направлении.
- Какие шаги предпринимает ЕЭК для налаживания производства в ЕАЭС собственных электромобилей? Когда мы сможем конкурировать с производителями электромобилей из третьих стран? Как в целом продвигается работа по популяризации «зеленого» транспорта и наращиванию соответствующей инфраструктуры в странах, и какая позиция в этом вопросе у Армении?
- Подчеркну, запуск собственных серийных производств электромобилей на базе кооперации между предприятиями Союза – наша основная цель, и шаг за шагом мы к ней приближаемся. Наши производители в один голос заверяют, что как только будет гарантированный спрос и рынок, они будут готовы запустить свои производственные линии. В декабре прошлого года Коллегией ЕЭК предложен перечень необходимых мер для поддержки экологически чистого транспорта на ближайшие 5 лет. Речь идет об обеспечении стимулирования производства электрокаров и базовых компонентов, а также объектов зарядной и сервисной инфраструктуры. Сюда относится льготное налогообложение для производителей, субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление грантов, возможность снижения ставки ввозной таможенной пошлины на комплектующие.
Но для решительного поворота рынка в сторону «зеленого» транспорта недостаточно одной поддержки производства, еще необходимо заинтересовать потенциальных покупателей. Для этого мы предлагаем отмену уплаты транспортного налога и утилизационного сбора, право пользования бесплатными парковочными местами, оснащенными зарядными устройствами, предоставление права бесплатного проезда по платным автомобильным дорогам.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В Армении принят закон об освобождении от уплаты НДС импортеров колесных транспортных средств с электродвигателем. В России реализуется Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, в Беларуси есть программа, стимулирующая развитие производства электрокаров и компонентов к ним. А в Казахстане уже действует сборочное производство электромобилей JAC (КНР).
В 2021 году мы подготовили детальный обзор международного опыта в этой области. По его итогам в январе были согласованы дополнительные меры по стимулированию развития электротранспорта. Активную роль в согласовании данных мер принимала Армения. Убежден, что их практическая реализация создаст максимально благоприятные условия для успешной конкуренции электромобилей с традиционными автомобилями, и в перспективе они займут свою нишу на авторынке стран Союза.
- Новая разрабатываемая вашим блоком межгоспрограмма касается создания суперкомпьютеров. Объясните простыми словами, в чем их главная практическая ценность для стран ЕАЭС, и насколько конкурентоспособным в глобальном измерении обещает быть евразийский суперкомпьютер? Какую роль играет IT-индустрия Армении в этой работе?
- Евразийский проект «Создание Евразийской суперкомпьютерной сети» должен стать настоящим символом интеграции. Его цель - построение информационно-вычислительной инфраструктуры ЕАЭС для предоставления безвозмездного доступа к высокопроизводительным вычислительным ресурсам мирового класса всем предприятиям, научным учреждениям, учебным заведениям, органам государственной власти государств ЕАЭС для решения задач из области Grandchallenges и прикладных задач в экономике.
Реализация этого проекта позволит создать надёжную, многофункциональную базовую вычислительную инфраструктуру в интересах инновационной экономики; получить мощный инструмент для разработок новых наукоемких технологий, изделий, товаров и услуг; получить новые результаты в области параллельного программирования, архитектуры и организации вычислительных систем; создать и запустить новые технологии производства компонентов и комплектующих, систем связи и т.п.
Роль каждой из наших стран в реализации этого проекта прямо сейчас прорабатывается. По мере наполнения программы конкретными мероприятиями будет определен формат и содержание работ участников проекта, в том числе и от Армении.
Отмечу, что реализация этого проекта нужна для эффективного выстраивания новых трансграничных производственных цепочек в промышленности, реализации прорывных, инновационных стартапов, конечным результатом которых станет создание современной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
- Ваш блок в прошлом году поднял вопрос о необходимости развития академической мобильности в ЕАЭС. Каких результатов для продвижения этой инициативы уже удалось добиться? Какие страны Союза выразили наибольший интерес и поддержку этой идее ЕЭК?
- Да, развитие академической мобильности в рамках ЕАЭС – новое направление интеграционной повестки. В прошлом году подписан Меморандум по развитию взаимодействия государств Союза в сфере подготовки кадров для промышленности и агропромышленного комплекса. Документ стал основой начатой работы по развитию академического обмена, углубления партнерства и межкультурных коммуникаций между вузами и научными организациями стран Союза.
Отрадно констатировать, что практическая реализация положений меморандума уже началась. Национальный аграрный университет Армении и Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева заключили двусторонний договор академического сотрудничества, и со дня на день запустят образовательный курс по виноделию.
Одновременно мы прорабатываем возможности для проведения курсов повышения квалификации по таким темам, как «ESG и устойчивое развитие продовольственных систем» и «Точное земледелие». Поэтому приглашаем все заинтересованные научно-образовательные учреждения стран ЕАЭС к сотрудничеству.
Уверен, что при поддержке сторон мы уже в скором времени сможем предоставить студентам наших странвозможность обучаться в вузах-лидерах государств Союза, имеющих наиболее сильную специализацию, тем самым повышая эффективность распространения знаний и обеспечивая высококвалифицированными специалистами промышленность и АПК в ЕАЭС.
- Также в 2021-м году блок промышленности и АПК объявил о создании в Евразийском экономическом союзе общего рынка органической сельскохозяйственной продукции. В Армении эта тема особенно актуальна ввиду популярности здорового питания и большого количества производителей, следующих законам рынка органики. Какие результаты на пути реализации указанной цели уже достигнуты? И будет ли учитываться армянский опыт создания рынка органических продуктов при создании документа, регламентирующего обращение такой продукции на общем союзном рынке?
- В августе прошлого года главами правительств стран ЕАЭС утверждена Дорожная карта по формированию в Союзе единого рынка органической сельскохозяйственной продукции. Сегодня проводится экспертная работа по подготовке положений проекта международного договора и представления его Коллегии Комиссии уже в этом году. В частности, в декабре 2020 года на площадке Роскачества при поддержке всех стран создан межгосударственный технический комитет «Продукция органического производства» для стандартизации требований к органическому сельскому хозяйству в ЕАЭС. Также есть поддержка нашего предложения о маркировке единым знаком соответствия Союза с указанием наименования страны происхождения.
Опыт Армении в этом вопросе нужен и важен для партнеров по Союзу, поскольку вся нормативная база принята здесь более 10 лет назад, и армянские производители успешно поставляют органическую продукцию на рынки третьих стран. В других же государствах ЕАЭС законодательство данной сферы принято относительно недавно, и внутренние рынки только формируются.
Мы рассчитываем создать единый рынок ЕАЭС на международных принципах для последующего признания нашей продукции органической на экспортных рынках Европы и Азии. В этой связи надеемся на проведение ведущей мировой выставки органических продуктов BioFach в июле в Германии, где представим наши подходы к формированию единого рынка органической сельскохозяйственной продукции ЕАЭС.
Лия Ходжоян