
ИИ-фабрика в Армении: технологический прорыв или цифровая зависимость?
ИИ без субъектности.
22.07.2025Чем чревата Армении реализация предложения американской стороны по поводу коридора через Сюник и как на него будут реагировать Россия и Иран? Можно ли в ближайшее время ожидать подписания мирного договора между Ереваном и Баку? Как можно оценить последние заявления Ильхама Алиева про Армению и переговорный процесс: «Западный Азербайджан», беженцы и т.д.? В Баку нет опасений, что своей нынешней политикой создают проблемы столь удобному им Пашиняну для переизбрания? Насколько далеко может зайти кризис в отношениях Баку и Москвы и связан ли он с кризисом в армяно-российских отношениях? Чем обусловлен нынешний этап репрессий против оппозиции и нападения на Армянскую Апостольскую церковь?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Грант Микаелян.
Как Вы оцениваете последние предложения американской стороны по поводу коридора через Сюник и реакцию армянских властей на них?
Последние предложения американской стороны обобщают американскую политику в регионе на протяжении последних 30 лет, когда американцы хотели получить этот коридор под свой контроль, в том числе рассматривая сценарий сдачи армянского Арцаха Азербайджану. Почему я это говорю? Потому что можно вспомнить план Гобла, когда предполагался размен. И тогда рассматривалось, что будет Мегринский коридор, и опять же под контролем американцев. Можно другой вариант вспомнить – это 1999 год. Можно вспомнить 1996 год, когда на саммите ОБСЕ в Лиссабоне, опять же, под влиянием, как говорил позже (президент Армении) Левон Тер-Петросян, под влиянием американского нефтяного лобби были приняты предложения по тому, чтобы сдать Арцах Азербайджану полностью. И сейчас, когда в 2022–2023 годах при посредничестве уже Брюсселя, в частности Шарля Мишеля, Пашинян согласился на признание территориальной целостности Азербайджана, за тем последовала азербайджанская военная операция и захват Нагорного Карабаха, изгнание всего коренного населения оттуда.
Значит, сейчас наступил финальный эпизод, когда надо уже провести коридор, который позволит проецировать военную и политическую мощь Анкары в Центральную Азию для того, чтобы переносить с западной части постсоветского пространства цивилизационный фронтир уже в Центральную Азию и, соответственно, украинизации Центральной Азии. И Армения была той страной, которая мешала это реализовать.
Сейчас, когда суверенитет Армении ослаблен, эти все вопросы решаются без учета мнения Армении, а армянское нынешнее руководство уже просто принимает западные и турецкие предложения некритично. Последнее принятие произошло на фоне того, что разгорелась ирано-израильская война, где США также поддержали Израиль, и армянское нынешнее руководство, видимо, уже вообще перестало считаться с иранским фактором и сразу согласилось.
Чем чревата реализация этого проекта Армении?
Реализация этого проекта чревата полной десуверенизацией Армении, а также созданием для Азербайджана потенциального casus belli. Потому что Азербайджан всегда сможет сказать, что Армения что-то там нарушает, и соответственно, Азербайджан имеет повод для вторжения и начала войны, захвата территории юга Армении для физического отделения Ирана и Армении.
Как на него будут реагировать Россия и Иран?
Россия и Иран, скорее всего, будут реагировать негативно. Я не буду угадывать, как именно, но просто направление скажу. Скорее всего, эти направления будут в себя включать как экономическую плоскость, так и военно-политическую и даже внутриполитическую. То есть, по всем направлениям. Но я должен сказать, что Россия и Иран очень сильно опоздали. Как всегда, впрочем.
Чего ожидать от переговорного процесса между Ереваном и Баку? Можно ли в ближайшее время ожидать подписания мирного договора? Судя по всему, армянские власти готовы выполнить практически все озвученные Азербайджаном требования — в том числе внести изменения в Конституцию и по коридору через Сюник.
Сейчас уже многим понятно, что война в Украине идет к завершению, и Россия в ней в том или ином виде победит. И соответственно, пока это не произошло, Запад пытается завершить вопрос с Южным Кавказом. А для этого нужно провести этот коридор. Это будет ключевым вопросом. Коридор и так называемый мирный договор. Ну, а дальше там Конституция – на все это уже Пашинян согласился. Поэтому коридор стал основной точкой противоречия, и сейчас она решается.
Как можно оценить последние заявления Ильхама Алиева про Армению и переговорный процесс: «Западный Азербайджан», беженцы и т.д.?
Что касается заявления Алиева, то Алиев заявил цель ликвидации армянского государства, никак иначе трактовать эти слова нельзя. И значит, он реализует эту цель. Нынешнее армянское руководство ему в этом не противодействует и рассматривает в качестве угрозы Россию, а не Азербайджан. Во всех этих заявлениях это видно.
В Баку нет опасений, что своей нынешней политикой — и в азербайджано-армянских, и в турецко-армянских отношениях — они создают проблемы Пашиняну? Что это чревато ему проблемами на выборах 2026 года? И тогда вместо очень удобного им партнёра могут прийти к власти какие-то другие силы.
В Баку есть, конечно, опасения, именно поэтому они действуют сравнительно мягко и медленно. Но в то же самое время для Баку Пашинян – это всего лишь временный актив и попутчик, он не является их стратегическим союзником. Поэтому им нужно, чтобы он реализовал то, что они хотят, а дальше что с ним будет и как пойдет внутренняя политика Армении… Они хотят создать такую ситуацию, когда что бы в Армении ни произошло, Армения уже не способна была на что-то повлиять.
Насколько далеко может зайти кризис в отношениях Баку и Москвы?
Что касается этого кризиса, то он восходит, честно говоря, к непониманию Москвой сути азербайджанской политики. Начиная с 1992 года, Азербайджан взял курс на тюркизацию своей политики и объявил курс о том, что «одна нация — два государства». Азербайджан вступил в организацию ГУАМ и был одним из ее активных членов. И Азербайджан был одним из важных операторов, наряду с Турцией, антироссийского разворота Грузии при Михаиле Саакашвили.
То же самое происходит сейчас в отношении Армении. То есть посредством Азербайджана Армению отрывают от России. И сам Азербайджан после того, как Россия не вмешалась в Нагорном Карабахе и позволила изгнать все местное население, после этого резко потерял интерес к отношениям с Москвой. До сих пор Азербайджан, учитывая дипломатический опыт и образование его руководителя, Ильхама Алиева, успешно имитировал дружелюбные и позитивные отношения с Москвой. Но вся азербайджанская пропаганда прямо с февраля 2022 года была радикально антироссийской. Сейчас просто это все выходит на поверхность. То есть в данном случае мы имеем то, что национальные интересы Азербайджана в протурецком ключе, так, как они были сформулированы, противоречат России. Поэтому Азербайджан постоянно выдвигает также идеи так называемого кавказского единства, под которым понимается формирование единого антироссийского региона – Кавказа, под турецким управлением. Вся ситуация существует, по сути, в неизменном виде с начала 90-х.
Более того, в прошлом в России тоже довольно адекватно оценивали ситуацию, но в последние годы, поскольку фокус внимания России сместился на другие регионы, соответственно, уровень экспертизы по Южному Кавказу начал быстро падать, к сожалению, в процессе принятия решений.
Поэтому, как далеко зайдет кризис? Азербайджан будет эскалировать настолько, насколько нужно, чтобы в процессе реализовать полный отрыв региона от Москвы. Понятно, что Азербайджан — это один из тех, кто это реализует, но не главный игрок. И когда это будет реализовано, Азербайджан начнет восстанавливать картину адекватных отношений, но уже в формате того, что у России нет того, что на английском называется «foot-hold» в регионе, то есть никакой опоры в регионе. Так что после этого уже будет псевдопримирение между Москвой и Баку на условиях Анкары.
Есть ли связь между этим кризисом и кризисом в армяно-российских отношениях?
Мы видим просто, что это происходит параллельно. То есть Пашинян едет в Европу, возвращается, начинает очередные действия против России, одновременно Баку, и одновременно по Euronews уже пишут, что Ереван и Баку объединились по изгнанию России из Южного Кавказа. То есть просто разница в том, что Алиев защищает национальные интересы Азербайджана в том виде, в котором они понимаются, а Пашинян реализует внешнюю программу.
Чем обусловлен нынешний этап репрессий против оппозиции и нападения на Армянскую Апостольскую церковь?
Именно этим, то есть попыткой реализовать антироссийский сценарий в регионе Южного Кавказа. И для того, чтобы его реализовать, нужно зачистить любые силы, которые будут против коридора, против уступок Азербайджану, против смены Конституции и так далее, и которые, соответственно, будут препятствовать политике вытеснения России. Не столько даже потому, возможно, что они пророссийские, сколько потому, что это всё само по себе, в том числе и вытеснение России из региона, противоречит армянским национальным интересам.
Айк Халатян
ИИ без субъектности.
22.07.2025Зачем Алиев обещает то, чего не собирается выполнять.
22.07.2025В этих условиях единственное, что диктатор умеет делать эффективно, — это вводить людей в заблуждение и выдавать собственные поражения за победы.
22.07.2025