22.11.2024
Демограф: трудоспособное население покидает Грузию
prev Предыдущие новости

“Карабахский цугцванг” Баку: Что ждать от встречи глав МИД Армении и Азербайджана?

Во вторник 11-го июля в Вене на полях неформальной встречи глав МИД стран-членов ОБСЕ пройдет встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Очередные переговоры для галочки, без каких либо надежд на прорыв в переговорном процессе. Хотя с учетом царящей на линии соприкосновения ситуации, сам факт встречи глав МИД уже можно расценить как успех.


А ситуация действительно тревожная. К апрельской “четырехдневной войне” стороны шли 2 года, пройдя путь от применения лишь стрелкового оружия до использования бронетехники, артиллерии и РСЗО вкупе с ударами по военным объектам в глубине территории противника и обстрелом населенных пунктов на армяно-азербайджанской границе. Однако после непродолжительного затишья в 2016-м, стороны прошли этот путь всего за несколько месяцев, вплотную подойдя к порогу крупного столкновения наподобие апреля прошлого года.


А та информационная кампания, развернувшаяся в азербайджанских СМИ и соцсетях после гибели в селе Алханлы двухлетней девочки и ее бабушки, сильно смахивала на подготовку общественного мнения к новому крупному столкновению. И не надо сбрасывать со счетов то обстоятельство, что эскалация на передовой, помимо аргумента в переговорном процессе, давно стала для азербайджанских властей одним из действенных инструментов внутренней политики. Позволяя отвлечь внимание общества от внутренних проблем, которых все больше и больше.


Однако надо заметить, что ныне международная ситуация не такая, как год назад. И в первую очередь это касается российско-турецких отношений. Если в апреле прошлого года Анкара была не против руками Баку создать проблемы для Москвы, менее всех заинтересованной в возобновлении войны в регионе, то ныне ситуация совершенно иная. После нормализации российско-турецких отношений, Турция нуждается в поддержке России в Сирии, в частности в вопросе курдов. И вряд ли сейчас Эрдоган пойдет на шаги, которые могут вызвать недовольство Москвы и повлиять на российскую позицию в более важных на данный момент для Турции вопросах.


Тем более, что у Турции сейчас помимо Сирии хватает других серьезных проблем: конфликт с коалицией арабских стран во главе с Саудовской Аравией из-за Катара, кризис в отношениях с европейскими странами, акции протеста против усиления личной власти Эрдогана. На этом фоне открытая поддержка решения Баку пойти на крупномасштабное столкновение в зоне карабахского конфликта грозит Турции проблемами с глобальными и региональными игроками (теоретически даже прямым вовлечением в конфликт) без каких либо существенных дивидендов.


Однако надо понимать, что в своих действиях Баку руководствуется собственными интересами, и не обязательно будет согласовывать все шаги с Анкарой. И может постараться поставить своего союзника перед фактом.


Ныне перед Баку сложная дилемма. Не сумев конвертировать в дипломатический успех апрельское обострение прошлого года и захват ряда позиций, он существенно ухудшил свои позиции в переговорном процессе. После апреля 2016-го Ереван и Степанакерт занимают намного более жесткую позицию в переговорах и могут вполне обоснованно отказываться от каких-либо односторонних уступок ради прогресса в переговорном процессе, мотивируя это отсутствием доверия к противоположной стороне. И посредники не могут с этим не считаться.


В нынешней ситуации Ильхам Алиев оказался в довольно сложной ситуации – в политическом “цугцванге”. Продолжение переговоров приведет, так или иначе, если не к внедрению механизма расследования инцидентов на передовой, то к усилению мониторинга за режимом прекращения огня. Что не исходит из интересов азербайджанской стороны, для которой эскалация напряжённости на передовой стала единственной возможностью повлиять на ход переговорного процесса. И считающей, что сохранение статус-кво на руку армянской стороне.


В свою очередь продолжение нынешней политики грозит рано или поздно привести к новому крупному столкновению в зоне конфликта. И судя по тенденциям, это будет скорее рано, чем поздно. И еще вопрос, удастся ли также быстро остановить новое кровопролитие, как это случилось в апреле прошлого года.


А широкомасштабная война сейчас не в интересах Азербайджана. “Блицкриг” ему сейчас не по силам — для этого нет ни достаточного количественного, ни тем более качественного превосходства над армянскими силами (а также соответствующей международной обстановки). И желание решить конфликт наподобие Сербской Краины грозит обернуться решением проблемы Нагорного Карабаха по косовскому сценарию, когда Азербайджан, как в свое время Сербию, просто поставят перед фактом независимости Нагорного Карабаха.


Какой ход в этом цугцванге выберет официальный Баку — покажет время. А пока там будут думать над этой задачей, к сожалению, эти раздумья будут за счет жизней простых жителей Армении, Арцаха и Азербайджана.


Айк Халатян

Степанакерт: От выстрела азербайджанских ВС погиб карабахский военнослужащий
Следующая новость next

Регион

Все новости