Вывод части российской группировки из Сирии является "стратегией выхода", поскольку РФ выходит не из Сирии, а из той ситуации, которая сложилась вокруг этой страны. Об этом во время круглого стола заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
«Россия ставила перед собой три цели. Первая - поднять уровень взаимодействия с Западом. Еще в прошлом году с Москвой никто не хотел разговаривать, однако сегодня обстановка в корне изменилась. Это произошло сначала в крымском вопросе, затем - в Сирии. Москва таким образом дала понять, что у нее есть интересы, с которыми нужно считаться. В противном случае она может принять крутые меры", - сказал Искандарян.
Президент РФ Владимир Путин 15 марта распорядился вывести часть ВКС из Сирии. Он выразил надежду, что это станет стимулом для переговорного процесса между политическими силами Сирии. При этом Путин уточнил, что российские базы в Сирии - военно-морская база в Тартусе и авиабаза в Хмеймиме будут надежно прикрыты с суши, воздуха и моря. По словам Путина, оставшаяся в Сирии часть группировки будет контролировать режим перемирия.
Искандарян также считает, что военная операция в Сирии позволила России в определенной степени выйти из украинского тупика. Что касается режима Асада, то РФ добилась того, что об уходе сирийского президента сейчас говорится мало. "Нельзя сказать, что РФ полностью ушла из Сирии. Там остаются военно-морская и авиационная базы. К тому же Москва может в считанные дни вновь нарастить свои силы", - отметил политолог.
По мнению дипломата Армана Навасардяна, участие российских ВКС в операции в Сирии было одним из инструментов Москвы по созданию многополярного мира, и задача помочь Асаду в этом смысле отходит на второй план. Россия стала глобальным игроком, параллельно продемонстрировав потенциал своих ВС. Также Москва смогла конвертировать военные успехи в дипломатическую победу - Асад стал стороной переговоров.
Что касается ухода из Сирии, то Навасардян видит в действиях Кремля и внутриполитическую подоплеку. "Экономические и социальные проблемы внутри самой России повлияли на этой решение. Также не следует сбрасывать со счетов 20-миллионное суннитское население РФ. Момент был выбран удачно. Уход из Сирии также важен для России в плане отношений с Турцией. В последнее время взаимная риторика Москвы и Анкары немного смягчилась", - считает он.
Эксперты также считают, что одним из индикаторов отношений РФ и Турции станет позиция России по курдской проблеме.
О нехватке ресурсов у РФ говорит и аналитик, директор Центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян. По его мнению Москве трудно одновременно вести войну в Сирии, участвовать в конфликте на Украине, "переваривать" Крым и противостоять санкционной политике Запада.
«РФ вышла из активных военных действий, так как не смогла решить поставленных перед собой задач. Военная помощь усилила Асада, но не смогла закрепить за ним статус единственной законной власти в Сирии. Теперь Москва признает и другие стороны конфликта - умеренную оппозицию, курдов. Также он отмечает, что участие в сирийской кампании не помогло России выйти из-под западных санкций. Но вместе с тем эксперт признает, что Москва стала частью глобальных процессов.
Искандарян в свою очередь, считает, что военная операция в Сирии не была столь тяжким бременем для российского бюджета. "РФ потратила в Сирии от $500 млн до $1 млрд. Для войны это совсем немного. Эта война была одной из самых дешевых войн. Более того, Москва не ставила задачи сохранения власти Асада и не могла ставить. У власти в РФ совсем не глупые люди", - сказал Искандарян.
Говоря о позиции Армении относительно действий РФ на Ближнем Востоке, эксперты заявили, что она должна быть "рациональной и исходящей из интересов" Еревана. "Здесь неуместны как чрезмерный энтузиазм, так и разочарование. Нужно осторожность. А дальнейшая судьба армянской общины Сирии напрямую зависит от того, какой будет эта страна после войны", - отметил Навасардян.