Политический обозреватель Хусейн Абдул-Хусейн в своей публикации на сайте телеканала «Аль-Арабия» 2 ноября спрогнозировал последствия прихода в Белый дом лидера демократов, бывшего вице-президента Джо Байдена. Об этом передает EADaily.
По его мнению, Байден «скорее всего, последует за Обамой и Трампом, поддерживая двухпартийную политику в Персидском заливе, Ираке, Сирии, Ливане, Израиле и Египте». При этом он ожидает определённые изменения со стороны предполагаемого президента-демократа в отношении двух региональных держав — Ирана и Турции.
Джо Байден отойдёт от ближневосточной политики Дональда Трампа в отношении Ирана и Турции. Байден вряд ли продолжит политику «максимального давления» на Иран и попытается вернуть Соединённые Штаты в ядерную сделку (многосторонний Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Тегерана, подписанный в июле 2015 года, который США покинули в мае 2018-го. — Ред.). Однако многие санкции, введённые Трампом против Ирана, не имеют отношения к его ядерной программе, а связаны, по версии Вашингтона, с «дестабилизирующей деятельностью» Исламской Республики на Ближнем Востоке. «Неядерные» санкции Трампа могут свести на нет снятие Байденом «ядерных» санкций, что продолжит держать иранскую экономику в сильном напряжении и вынуждать Тегеран всё же склониться к прямым переговорам с новой администрацией в Белом доме, считает Абдул-Хусейн.
Что касается Турции, то «у Анкары нет друзей в Вашингтоне», отмечает он. «После непродолжительного медового месяца между Бараком Обамой и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом отношения начали ухудшаться, когда бывший президент США рассудил, что уничтожение Турцией российского бомбардировщика (в ноябре 2015 года в Сирии) может привести к нежелательной эскалации отношений между США и Россией. Эрдоган почувствовал себя покинутым, извинился перед Владимиром Путиным и начал плеваться на Вашингтон и НАТО, в том числе в виде принятого вскоре решения закупить российские системы ПВО С-400», — отмечает арабский политобозреватель.
Эксперт отметил, что придя в Белый дом, Трамп «необъяснимым образом» дистанцировался от подходов как демократов, так и самих республиканцев в отношении Турции и установил довольно тёплый личный контакт с Эрдоганом.
«Но настроение США в отношении Турции было мрачным, учитывая популистские махинации Эрдогана. Если Байден станет президентом, отношения между США и Турцией могут ещё больше ухудшиться, что усугубит проблемы Анкары с ЕС», — заключает эксперт.
Только турецкий народ, а не Соединённые Штаты, может принимать решение о смене своего правительства и президента, об этом, как сообщало EADaily, заявил 16 августа глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя «скандальные высказывания» кандидата в президенты США Джо Байдена. Глава турецкой дипломатии тогда подчеркнул, что слова Байдена о том, что в случае его избрания президентом США он может поддержать турецкую оппозицию с целью «смещения» президента Эрдогана, «невежественны и игнорируют турецкую нацию».
Байден отметился «скандальными высказываниями» в интервью, записанном The New York Times, ещё в декабре прошлого года, но видео с ними появилось только 15 августа, вызвав большой резонанс в соцсетях. В том интервью, отвечая на вопрос об Эрдогане, конкурент Трампа назвал турецкого лидера «самодержцем», раскритиковал его политику в отношении курдов и высказался за поддержку оппозиции в Турции. «Думаю, мы должны поменять подход к нему (Эрдогану), давая понять, что мы поддерживаем оппозиционные силы (в Турции)», — сказал Байден. При этом он указал на необходимость «подбодрить» внутриполитических соперников Эрдогана, чтобы помочь им одержать победу. Но не с помощью переворота, а на выборах, уточнил бывший вице-президент США.