Эксперт: Позиции Кочаряна и Саргсяна сейчас стали намного ближе друг к другу

Готово ли руководство Генштаба или оппозиция к радикальным шагам в борьбе с премьер-министром Николом Пашиняном? Будут ли Роберт Кочарян и Серж Саргсян согласованно действовать или между ними есть непреодолимые разногласия? 


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политтехнолог Виген Акопян.


Согласно закону, Онику Гаспаряну осталось несколько дней возглавлять Генштаб. С учётом этого можно ли ожидать более радикальных действий со стороны армии или оппозиции?


Я хочу, чтобы мы приняли за основу слова единого кандидата в премьеры от «Движения спасения Родины» Вазгена Манукяна, что президент Армен Саркисян обещал их представителям, что имеет право и обратится в Конституционный суд (по вопросу отставки начальника Генштаба) в этот восьмидневной срок. Я не знаю сделает ли Армен Саркисян это, просто примем слова Манукяна к сведению.


Я считаю, что в данном случае (дальнейшие действия Генштаба) многое будет зависеть от внешних месседжей, в частности из Москвы. В среде оппозиции, которая сейчас на улице пытается добиться отставки Пашиняна, есть влиятельные оппозиционные круги, структуры, для которых сейчас уже не так принципиально, если этот процесс охарактеризуют военным переворотом. В этой связи можно вспомнить слова экс-президента Роберта Кочаряна на пресс-конференции с российскими журналистами, что военный переворот - это не всегда плохо. Я думаю это говорит об определенных настроениях внутри оппозиции. У меня есть впечатление, что среди военных тоже есть подобные настроения. К тому же, кажется формируется общественное требование этого, учитывая призывы к армии в соцсетях в духе «если начали, то действуйте до конца».


В армянских экспертных кругах есть мнение, что для Кремля важно, чтобы процессы шли максимально конституционно, по электоральной схеме, чтобы в очередной раз не произошла смена власти в постсоветской стране посредством улицы. Теперь же внутри страны позиция, настроения, что все должно произойти в рамках конституции и т.д., постепенно меняется, так как ситуация действительно становится патовой. И, к тому же, учитывая сроки связанные с Оником Гаспаряном, так же есть определённый дедлайн.


С учётом специфики Вооруженных сил РА и нынешней ситуации в Армении у армии есть воля и ресурс для военного переворота?


Я не могу дать однозначный ответ на этот вопрос, не могу дать диагноз состояния армии, но в любом случае мы видели, что почти все руководство армии, все принимающие решения и осуществляющие действия командиры очень дисциплинированно сделали заявление. Они уже сказали «А». Более того, они уже несколько раз подтверждали текст и смысл своего заявления (требование об отставке Пашиняна и правительства). И когда со стороны политических властей звучали угрозы в адрес армии, то они не отступали или смягчали своё заявление, а зачастую ужесточали. То есть, как бы не относиться сейчас к боевому духу и моральному состоянию армии, у них хватило морального духа и смелости не только выступить с заявлением, но и после этого несколько раз его подтвердить.


Лидерами в оппозиции являются бывшие президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Насколько они готовы сейчас согласованно действовать или между ними есть конкуренция за лидерство?


Если бы меня спросили месяц назад, то я бы сказал, что между ними могут быть серьезные стратегические разногласия, но тактически, так как у них есть общая цель — отстранение Никола Пашиняна, они могут сотрудничать. Сейчас же у меня складывается впечатление, что их позиции стали намного ближе. Во-первых, Серж Саргсян заявил, что отныне не претендует на какой-либо высокий государственный пост, что готов быть максимум советником. При этом отметив, что и он, и руководимая им партия (РПА), будут активно участвовать в политических процессах. С другой стороны Кочарян прямо заявил на фоне заявления Саргсяна (что тот не претендует на занятие высокой государственной должности), что принял политическое решение участвовать в выборах и возглавить Армению.


Я думаю эти политические деятели найдут между собой общий язык. Не впервой. Найдут общий язык в тактическом смысле, на ближайшую перспективу, а в дальнейшем это уже другой вопрос. При этом я не считаю, что разногласия между ними носят непреодолимый характер. Их позиции сейчас стали намного ближе друг к другу, понятнее, чем, например, это было ещё в декабре.


Айк Халатян


 


 


Метки:

Адрес страницы: https://verelq.am/ru/node/82468