Польский эксперт: мир и особенно Западная Европа забыли про Южный Кавказ

Какое отношение в Польше к войне в Арцахе? Южный Кавказ интересен Европе? Какое отношение в Польше к Турции или к конфликту стран ЕС с Анкарой? Как в Польше относятся к сближению Украины с Турцией? Насколько далеко готова пойти Варшава в защите интересов белорусской оппозиции?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный сотрудник Варшавского Университета, специалист по странам постсоветского пространства Михал Садловский.


Какое отношение в Польше к войне в Арцахе? Следят ли в Польше за событиями у нас?


Конечно, как началась эта война в конце сентября этого года, все СМИ, включая государственные, показали, что все началось, так что поляки в курсе. Конечно, тема covid-19 и внутренние проблемы, безусловно, самые главные, еще сейчас выборы в США, но все –таки политики и специалисты по международным делам очень внимательно следят за ситуацией в Армении.


Какой настрой? Так как Армения –это христианская страна, христианское общество, большинство поляков, я думаю, болеют за Армению и за мир в этом регионе. Это моя личная точка зрения, я так думаю. Но, к сожалению, история может повториться. Потому что, когда я смотрю на эту картину сейчас, как армяне из Карабаха приезжают в Армению, можно сказать, что они беженцы из времен геноцида. Поэтому, конечно, поляки переживают за эту ситуацию и тоже как-то стараются помогать.


А какое отношение в ЕС к региону Южного Кавказа? Он интересен Европе?


К сожалению, по-моему, мир и особенно Западная Европа, Евросоюз, забыли про Южный Кавказ. Я имею в виду, например, «Восточное партнерство». И то, что происходит, в этом тоже в какой-то степени виновата Европа, западный мир. И не надо закрывать глаза, надо найти какой-то подход к разрешению какой-то проблемы на Южном Кавказе. Потому что тут серьезные проблемы, тут гибнут люди, гибнут дети, семьи. И если Европа будет закрывать глаза на эту трагедию, на трагедию армян, тогда это будет позор и большой грех Европы, который уже был 100 лет назад, и он снова повторяется. Это моя точка зрения.


Армения обвиняет Турцию в том, что она –главный инициатор войны. При этом мы видим обострения отношений Турции с Францией. А еще есть конфликт Турции с Грецией, Кипром – странами ЕС, куда входит также и Польша. Какое отношение в Польше к Турции или к конфликту стран ЕС с Анкарой?


Сейчас Польша официально заняла нейтральную позицию, потому что формально Турция-союзник по НАТО, но Польша все-таки считает, что надо стремиться к миру, надо сотрудничать в рамках Минской группы ОБСЕ –это официальная позиция Польши. Но, с другой стороны, надо понимать, что главная повестка сейчас это Беларусь, Украина. Кавказ — это второстепенная, третьестепенная ситуация. Вижу, что Турция пытается строить свою империю, свою державу, и Турция пытается выбить Россию с Кавказа. Это видно, и для армян это очень большая опасность.


Франция будет поднимать вопрос о новых санкциях против Турции. Один раз это не удалось провести, но сейчас они вновь хотят поднять этот вопрос. Может ли Польша присоединиться к этому или пока что такого обсуждения нет?


Думаю, что пока такого обсуждения не будет, конечно, в Польше. Потому что Польша имеет свои интересы, свои отношения с Францией, свои отношения с Турцией. И тоже вопрос, как относится к политике Франции и других стран ЕС, например, Германия. Потому что, я думаю, что в рамках и в условиях существования Евросоюза тоже надо считаться с мнением Германии, а мы пока не видим, что Германия как-то сильно поддерживает политику Франции. Так что это главный вопрос, и, конечно, надо понимать, что главные державы ЕС — это Германия, Франция. А Польша, конечно, достаточно большая страна, но не так еще влиятельна. Так что это тоже надо учитывать, что мы не европейская империя.


Польша один из главных лоббистов Украины во многих европейских структурах. Мы сейчас видим вот такой определенный разворот – сближение Украины с Турцией. И многие считают, что после визита Зеленского в Турцию, что Украина попытается каким-то силовым путем решить вопрос Донбасса при поддержке Анкары. Как в Польше относятся к этому вопросу? Или это не серьезно, по Вашему мнению?


Это видно, что Украина пытается развивать свой военно-промышленный комплекс очень тесно с Турцией. Это очень выгодно, потому что если Турция хочет выбить Россию вообще с Кавказа, то для Украины это вообще полезный союзник.


Во-вторых, Турция как авторитарное государство, с ним можно нормально сотрудничать вне каких-то вопросов демократии, внутреннего развития, что, с точки зрения нынешней ситуации в Украине, которая тоже является не такой простой, так что Турция для нынешней власти Киева - это выгодный сотрудник.


Думаю, что для Украины Турция - опасный союзник. Я не знаю, понимают ли власти Украины всю опасность тесных отношений с Турцией. Это тоже вопрос. Потому что Турция тоже может использовать, а Украина в итоге ничего не получит. Для меня это все ясно.


Насколько далеко готова пойти Варшава в защите интересов белорусской оппозиции? Они реально верят, что им удастся скинуть Лукашенко и ослабить влияние России в стране?


Вообще Польша не хочет скинуть Лукашенко. Польша хочет, чтобы Беларусь осталась независимой, суверенной страной. Если белорусы будут поддерживать оппозицию, и это будет большинство жителей страны, то Польша тоже будет поддерживать эту позицию. Для Польши также очень странно, если в Беларуси проходят массовые репрессии.


Мы хотим решить вопрос с польским национальным меньшинством, потому что этот вопрос не решен вообще. Это странная ситуация, если официально только 2 школы существуют для поляков Беларуси. Это странная ситуация.


Так что Польша поддерживает суверенность, независимость Беларуси. И официально у нас есть отношения с официальным Минском. Об этом не надо забывать. Мы на протяжении 3-5 лет очень быстро, очень интенсивно развивались в сфере торговли, инвестиций, науки с белорусскими властями. Так что никаких диверсионных отношений у нас нет с Беларусью.


Айк Халатян


 


Метки:

Адрес страницы: https://verelq.am/ru/node/76369