Шило на мыло или “чудесный” карантин: парламент за неделю

Что ждет Армению после завершения чрезвычайного положения? Какие новые штрафы предложило внести правительство? Сможет ли мэр Еревана вводить в столице карантин? В чем обвиняет ППА глава правящей фракции «Мой шаг»? К чему призывают правящую силу оппоненты?


VERELQ представляет наиболее интересные события уходящей парламентской недели.


Заменим “карантин” на “чудо”


Правительство Армении еще на прошлой неделе объявило о том, что не намерено более продлевать режим Чрезвычайного положения, однако радость длилась недолго. Выяснилось, что с учетом эпидемиологической ситуации возвращение к обычной “безмасочной” жизни нам еще не светит. С целью обеспечения регулирования ограничений после завершения ЧП, правительство инициировало пакет поправок к 7 законам, который очень быстро окрестили “законом о карантине”.


Суть поправок сводилась к тому, что после правительство, а также мэр Еревана и главы областей вправе ввести карантин сроком до 6 месяцев. В отличие от режима ЧП, в случае введения карантина парламент страны не будет иметь возможности вносить те или иные корректировки в установленные карантинные мероприятия, не сможет также выступить с контрпредложением не вводить карантин. Данная возможность, а также использование в законопроекте термина “карантин” стало основной для критики оппозиции.


Представители оппозиционных фракций “Светлая Армения” и “Процветающая Армения” указали на наличие противоречий пакета поправок с Конституцией страны, а также подчеркнули неприемлемость введения карантина, тем более на такой длительный срок.


«Объявление карантина по всей стране является негативным мессиджем внешнему миру», - уверен лидер фракции ПСА Эдмон Марукян. По его словам, страны, которые закрыли свои границы для граждан страны на основании установленного в стране режима ЧП и намеревались открыть границы после завершения режима, не сделают это уже на основании объявленного карантина.


Марукян отметил, что до завершения ЧП есть время, а значит и возможность внести корректировки в законопроект, заменить формулировку «карантин». «У нас было пять месяцев на то, чтобы поработать над этим законопроектом, но нам пытаются преподнести его за пять минут», - заявил Марукян.


Формулировка «карантин» с точки зрения виртуального восприятия является более жесткой, посему принятием предложенного правительством пакета поправок Армения вновь столкнется проблемой ограничений выезда передвижения граждан за пределы страны, уверена депутат от фракции ППА Наира Зограбян. Представленный пакет поправок, Зограбян причислила к инициативам, соответствующим известной фразе: «хотели лучше, а получилось как всегда».


Член правящего блока «Мой шаг», глава комиссии по внешним отношениям Рубен Рубинян отметил, что аргументы оппозиции относительно возможного продолжения ограничений для граждан Армении на въезд в различные страны на основании предусмотренного законопроектом термина «карантин» не выдерживают критики, поскольку принимая решения государства ориентируются на основании эпидемиологической ситуации в той или иной стране, а не на термины. «Давайте заменим слово «карантин» на «чудо», неужели вы действительно считаете, что это что-либо изменит?» - задался вопросом депутат.


Замминистра юстиции Рафик Григорян отметил, что никаких противоречий с Основным законом нет, поскольку Конституция предусматривает определенные ограничения прав и свобод граждан в интересах предотвращения угроз общественному здоровью. Григорян отметил, что правительство идет по пути восстановления регулярных авиарейсов и ведет переговоры в этом направлении. «Ограничения на въезд наших граждан, установленные той или иной страной, связан с эпидемиологической ситуацией в нашей стране. В связи со смягчением ситуации мы начали вести переговоры с этими странами для отмены ограничений», - заявил он.


Глав областей  и мэра Еревана надо “держать подальше”…


Еще одним спорным моментом стало то обстоятельство, что согласно пакету поправок главы областных администраций и мэр Еревана могут принять решение о введении карантина. В случае введения карантина по инициативе областных администраций и мэрии Еревана могут быть приняты следующие меры: установление специального режима въезда и выезда из зоны карантина, ограничения передвижений граждан и транспортных средств, обсервация, изоляция, самоизоляция. В случае введения карантина по инициативе правительства предусмотрен более широкий комплекс мер, к примеру запрет на проведение акций протеста.


Тем не менее сам факт предоставления подобной возможности главам областей и мэру Еревана пришлась не по нраву депутатам.


Так, депутат фракции “Мой Шаг” Вараздат Карапетян отметил, что у областных администраций и мэрии Еревана нет рычагов для мониторинга подобного рода вирусных инфекций, нет соответствующих органов инспекционного контроля, нет механизмов ликвидации последствий. В связи с этим, Карапетян призвал “держать их подальше” от процесса введения карантина, предоставляя подобные полномочия исключительно правительству.


Замминистра юстиции Рафик Григорян отметил, что лишив указанные институты возможности вводить карантин, пострадает оперативность. Он заверил, что согласно поправкам, глава областной администрации или мэр Еревана может ввести карантин лишь на основании предложения министерства здравоохранения, а не по собственному усмотрению.


Материал для штрафов или маленький “сюрприз” правительства


Еще одним поводом для критики пакета поправок стали штрафы за нарушение карантинных мер. Депутат от фракции “Светлая Армения” Карен Симонян, а вслед за ним и член фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян обвинили правительство в попытке превратить граждан в “материал для штрафов”, поскольку вводится 11 новых видов штрафов. Оба депутата указали на то, что в законопроекте диапазон штрафов широк, что может стать почвой для злоупотреблений.


В свою очередь, замминистра юстиции Рафик Григорян заверил, что законопроект не предполагает введение новых видов штрафов, а лишь переносит действующие в режиме ЧП штрафы и на период карантина.


Согласно поправкам, за нарушение особого режима при въезде и выезде из карантинной зоны штраф составит 50-70 тыс. драм. За нарушение ограничений на право свободного передвижения в период действия карантина штраф составит 10 тыс. драм. Нарушение ограничений на осуществление отдельных видов экономической деятельности и оказания услуг в период действия карантина будет караться штрафом в размере 100-300 тыс. драм, в случае повторного нарушения штраф составит уже 150-500 тыс. драм.


За организацию или проведение массовых мероприятий во время действия карантина нарушитель будет оштрафован на 50-200 тыс. драм. За нарушение правил изоляции или самоизоляции во время карантина штраф составит 50-200 тыс. драм. Штраф за не соблюдение масочного режима– 10 тысяч драм. Штраф нарушение мер и ограничений, установленных образовательными учреждениями во время действия карантина составит 50-100 тыс. драм.


Шило на мыло?


В ходе обсуждений пакета поправок “о карантине” представители оппозиции делали упор на то, что де-факто в стране ничего не меняется. Представляющий законопроект замминистра юстиции Рафик Григорян отметил, что хоть данное регулирование и предусматривает применение большей части мер, которые используются сегодня в рамках режима ЧП, но есть и исключения.


В частности, не предусмотрено прекращение деятельности юридических лиц, устанавливаются лишь санитарно-эпидемиологические правила работы. Лишь в крайних случаях, когда хозсубъект признается очагом распространения инфекции могут быть применены карантинные меры на этом участке.


Также не будет использоваться электронная система определения местонахождения граждан для выявления круга контактировавших с зараженным. В соответствии порядком, установленным законом “О ЧП” все имеющиеся данные будут уничтожены.


Последнее обстоятельство пришлом по нраву далеко не всем. Система определения местонахождения граждан на данном этапе может быть более эффективна, чем в период ее введения, считает член фракции правящего блока «Мой шаг» Армен Хачатрян. По его оценкам, контролируемость эпидемиологической ситуации, которая сегодня наблюдается, будет способствовать повышению эффективности использования системы.


Тем не менее замминистра отметил, что возвращение к указанной системе возможно исключительно в случае ухудшения ситуации.


Чьи “уши” заметила Лилит Макунц?


На фоне "карантинных" реалий страны политическое противостояние партии “Процветающая Армения” с действующими властями вновь стало набирать обороты.


В беседе с журналистами глава фракции «Мой шаг» Лилит Макунц прямо заявила, что действия ППА направляются иными силами, но о какой силе идет речь не упомянула. «ППА не руководствуется собственной политической повесткой дня, а, как и в 2015 году, направляется иными политическими силами», - заявила Макунц, не указав какую конкретно силу имеет в виду. При этом глава фракции заверила, что как и в 2015, так и сегодня последствия действий ППА вполне предсказуемы.


В ответ, представители ППА обвинили Макунц в том, что она “зациклилась” на ППА. «Я очень сожалею, что «Мой шаг» вместо решения проблем страны превращает ППА, Гагика Царукяна и депутатов ППА в свою основную повестку для», - заявила депутат фракции ППА Наира Зограбян. Она также отметила, что на политическую критику действующие власти отвечают политическими репрессиями, однако подобные методы “долгой жизни не имеют”.


По оценкам депутата ППА Иветы Тоноян Макунц затруднилась указать силу, под влиянием которой, по ее мнению, находится ППА по одной причине – такой силы просто нет. «Арсенал власти по очернению Гагика Царукяна исчерпан, и теперь они перешли к жанру научной фантастики», - заявила она.


«Это заявление госпожи Макунц курьезно, особенно с учетом того, что о влиянии неких сил говорит член политической силы, колоссальная часть представителей которой имеет самые тесные связи с известным офисом Сороса и его финансовыми источниками, еще у одной части — теплые отношения с различными меньшинствами, ну а другая часть, забыв ранние клятвы верности другим политическим силам, укрылась в рядах власти», - заявила она.


Между тем, по сообщениям прессы, Гагик Царукян и Роберт Кочарян в ходе встречи обсудили возможности сотрудничества. Отмечается, что Кочарян встречается с представителями различных партий, чтобы сформировать антиправительственный альянс, обещая оказать им соответствующую поддержку.


Однако Ивета Тоноян опровергает факт встречи. «Информация о встрече лидера ППА Гагика Царукяна со вторым президентом Армении Робертом Кочаряном не соответствует действительности», - заявила она.


Царукян хочет откреститься от “старого друга”?


Согласно публикациям СМИ, несмотря на активные встречи руководителей партий «Процветающая Армения», «Родина» и АРФ «Дашнакцутюн» в последние несколько месяцев, ППА намерена вести дальнейшие политические процессы самостоятельно. Формат трио не кажется ППА многообещающим. Обещанный лидером ППА Гагиком Царукяном митинг планируется провести в октябре, но члены партии были категорически против участия в их митинге партий АРФД и «Родина».



Нана Ваграмян


 


 


 


Метки:

Адрес страницы: https://verelq.am/ru/node/72292