Россия за обмен пленными "всех на всех", в том числе в Карабахе: как ответит Ереван?

Россия выступает за обмен пленными по принципу "всех на всех" для установления доверия в зонах конфликтов. Как передает ТАСС, об этом заявил во вторник на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров.


"Мы всегда во всех ситуациях выступаем за исчерпывающее гуманитарное решение подобных ситуаций: обмен останками, обмен военнопленными, удерживаемыми лицами по принципу "всех на всех", - отметил глава российского дипведомства. - И мы считаем, что это будет способствовать установлению атмосферы доверия в зонах конфликтов, будь то на Ближнем Востоке, будь то в Нагорном Карабахе, будь то на юго-востоке Украины".


В середине апреля министры иностранных дел Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров предварительно договорились на взаимной основе принять меры по допуску родственников к находящимся в заключении. Нагорный Карабах выступил в поддержку этой договоренности, но заявил, что одновременные взаимные визиты родственников к осужденным станут для пребывающих в чужой стране гарантией личной безопасности.


По данным Министерства обороны Армении, в настоящее время в Азербайджане удерживаются трое армян: Арсен Багдасарян, Карен Казарян и Завен Карапетян, которых официальный Баку считает диверсантами и военными преступниками. Они приговорены в Азербайджане к длительным срокам заключения. Армянская сторона опровергает утверждения Баку.


У армянской стороны находятся два азербайджанца. Шахбаз Гулиев и Дильхам Аскеров были задержаны в июле 2014 года на территории Нагорного Карабаха. Суд Степанакерта приговорил Аскерова к пожизненному заключению, а Гулиева - к 22 годам лишения свободы, признав их виновными в ряде тяжких преступлений: шпионаже, незаконном пересечении государственной границы, ношении оружия, похищении, убийстве двух человек – одного подростка и одного офицера.


В феврале текущего года после отбывания срока наказания в Карабахе был выпущен на свободу азербайджанец Эльнур Гусейнзаде, который в 2017 году был задержан у села Талиш Нагорного Карабаха. Армянская сторона утверждала, что Гусейнзаде был задержан в момент совершения диверсии.


Официальный Степанакерт в прошлом году отклонил предложение Баку произвести обмен находящимися у обеих сторон пленными и задержанными лицами по принципу «всех на всех».


Заместитель руководителя аппарата президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян в беседе заявил, что они не могут рассматривать на одной плоскости азербайджанцев, которые на армянской стороне совершили серьезное преступление, и обычных армянских граждан, которые случайно пересекли границу.


Анологичного мнения придерживается и Ереван. "Вы видели, как из Рамиля Сафарова, топором зарубившего Гургена Маркаряна, после возвращения в Азербайджан сделали национального героя. Понятно, что если даже Арцах согласится их вернуть, то из них создадут новых "рамилей сафаровых". Разве мы хотим этого?", - сказал ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян.


Возникает вопрос, хотят ли армяне отправить месседж, что их могут убивать, а убийцы через пару лет вернуться на родину и превратиться в национальных героев, отметил Пашинян.


Армения не против возвращения гражданских лиц, случайно перешедших границу. В качестве примера он напомнил о прошлогоднем инциденте с гражданином Турции, который случайно перешел границу. Его без всяких предусловий вернули на родину.


Эксперт по конфликтам в регионе Закавказья, аналитик Татул Акопян считает перспективу обмена пленными возможной в случае сохранения положительной атмосферы в переговорах и выполнения ранее достигнутой договоренности по допуску родственников к находящимся в заключении лицам.


«Армянские стороны, особенно Арцах, пока не желают об этом слышать, и их аргументы логичны. Они отмечают, что нельзя обменять азербайджанцев, которые на армянской стороне совершили серьезное преступление, на обычных мирных армянских граждан, которые случайно пересекли границу и оказались на территории Азербайджана. То есть, так мы вернем в Азербайджан еще двух «героев», как Рамиля Сафарова в свое время», - отмечает в беседе с VERELQ эксперт, между тем напомнив, что в истории нагорно-карабахского конфликта, как во время боевых действий, так и после них, имели место сотни случаев обмена пленными.


«Тогда никто не считал, кто из пленных совершал тяжкие преступления, а кто был мирным гражданином», - пояснил аналитик. На его взгляд, по таким щепетильным вопросам, в конце концов, принимаются политические решения. Здесь тоже он привел пример из истории конфликта.


«В 1996 году усилиями ныне покойного Евгения Примакова удалось провести обмен пленными (около 100) – «всех на всех» - по списку Красного Креста, которые несколько лет находились в неволе в Азербайджане, Нагорном Карабахе и Армении. Разве тогда мы были уверены, что среди азербайджанцев нет преступников? Нет, конечно», - сказал наш собеседник.


Метки:

Адрес страницы: https://verelq.am/ru/node/46074