28.03.2024
Не думаю, что сейчас время отказываться от услуг посредников - советник президента НКР
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Спасти «Минский процесс»: Азербайджан меняет переговорную тактику по Карабаху

Только в Армении и только журналисты на сегодняшний день говорят о Мадридских принципах, по сути являющихся дорожной картой урегулирования карабахского конфликтам. Об этом на встрече с журналистами 5 февраля заявил депутат парламента от блока «Мой шаг» Ованес Игитян.


Актуальны ли Мадридские принципы?


«Азербайджан, по сути, отказался от этих принципов, развязав боевые действия в апреле 2016 года и нарушив принцип мира. До этого на дипломатическом уровне сложилось четкое представление о том, что Мадридские принципы нереализуемы. Встречи Алиева и Пашиняна как раз направлены на то, чтобы создать необходимые основу и атмосферу, которые позволят организовать переговоры. Этому служило также и Венское соглашение, предусматривающее размещение спецприборов на линии фронта для эффективного мониторинга и задействование международных механизмов расследования инцидентов в зоне конфликта», - сказал Ованес Игитян.


Участвующий в пресс-конференции директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян не согласился с мнением Игитяна. На его взгляд, Мадридские принципы не потеряли свою актуальность. По его словам, этот документ, по сути, является дипломатическим языком, на котором сопредседатели говорят со сторонами конфликта. Искандарян отметил, что на сегодняшний день есть два типа территорий, вокруг которых ведутся переговоры. «Одни территории – это те, которые подлежат возврату в состав Азербайджана, и территории, которые не подлежат возврату. Разговоры же о формуле «территории в обмен на мир», по сути, ни на что, или признании независимости Карабаха без ничего – без территориальных уступок – нереалистичны», - отметил эксперт.


Искандарян добавил, что Армении приходится работать сразу в нескольких направлениях. «Ереван должен проявлять жесткость, но одновременно уступчивость. Работу нужно вести с Азербайджаном, с Карабахом, с международным сообществом, а также с внутренней аудиторией. Каждое из этих направлений является важным», - сказал политолог.

Александр Искандарян добавил, что Мадридские принципы не смогут привести к окончательному урегулированию конфликта, а способны лишь создать условия для предметных переговоров.


Спасти Минский процесс


Игитян признал, что после смены власти в Армении в апреле прошлого года переговорный процесс по Карабаху резко активизировался. Между тем, политик повторил, что Армения не будет вести переговоры от имени Карабаха и отвергает формулу «территории в обмен на мир». На его взгляд, армянская сторона ужесточает свои переговорные позиции, поскольку необходимо понимать, что на переговорах будут обсуждаться уступки, и противоположная сторона станет требовать больше уступок, чем ты изначально предлагаешь.


Депутат подчеркнул, что одной из главных проблем всегда было то, что Армения не предъявляла четкой формулы и четких целей на переговорах, в отличие от Азербайджана. «Азербайджанская сторона представляет конфликт как результат агрессии армянских вооруженных сил, которая привела к потере 20% территории и миллиону беженцев. Армения же всегда говорила о необходимости решить конфликт мирным путем, по сути, не предлагая никакой формулы. А сейчас, когда Армения отвергает формулу «территории в обмен на мир», они задаются вопросом о том, не стремится ли Пашинян к отказу от переговоров», - отметил Игитян.


Все говорит о том, что предпринимается попытка спасти или восстановить Минский процесс, считает Александр Искандарян. По его словам, этому служат встречи Алиева и Пашиняна, которые никак нельзя называть случайными.

«Очень многое из того, что происходит вокруг карабахского вопроса, не ново. Закрытость, противоречивые заявления, несоблюдение договоренностей», - пояснил эксперт. Между тем его беспокоит во всем этом то, что хотя стороны придерживаются принципа сохранения мира, все же цели разные и даже противоположные. "Это говорит о том, что спокойная ситуация долго не продержится. Войну спрогнозировать сложно, а вот эскалацию – вполне", - заметил он.


Александр Искандарян добавил, что тихая ситуация вокруг Карабаха не совсем выгодна Баку с точки зрения внутренних проблем. «Карабахский конфликт служит хорошим оправданием перед населением, которое живет достаточно бедно в богатой стране. Нужно понимать, что в кулуарах никто, по сути, не обсуждает вопрос возврата самого Карабаха, идет лишь процесс спасения «лица» Азербайджана или Армении», - заключил политолог.


Хотя переговорный процесс активизировался, но, по мнению американиста Сурена Саркисяна, нельзя говорить о наличии каких-либо переговоров на уровне глав государств до тех пор, пока встреча не организована МГ ОБСЕ. До сих пор Пашинян и Алиев встретились трижды. Последний раз в Давосе. «На сегодняшний день можно говорить лишь о переговорах на уровне глав МИД Армении и Азербайджана. Можно сказать, что идет ознакомительный этап. Именно с этим связан тот факт, что представители власти часто избегают ответа на вопрос о том, сняты Мадридские принципы с повестки или нет», - отметил эксперт.


Он добавил, что формула «территории в обмен на мир» никак не исходит из интересов Армении, и переговоры нужно вести именно исходя из этой логики. «В любом случае переговоры лучше, чем война. Лучше пусть работают министры иностранных дел двух стран, чем главы оборонных ведомств», - заключил Саркисян.


Азербайджан меняет свой «переговорный имидж»


Александр Искандарян также отметил, что сравнительно снижая напряженность на границе, Азербайджан стремится просто изменить свой имидж, как стороны переговоров по карабахской проблеме.  


«Тот факт, что напряженность во время нагорно-карабахского конфликта периодически уменьшается и возрастает, не новость. Азербайджан пытается изменить логику имиджа сторон в карабахском конфликте. До этого впечатление было таким, что армяне готовы к консенсусу, готовы к обсуждениям. Азербайджан все заблокировал и ни на что не соглашался. У Азербайджана был имидж неконструктивной страны, которая срывала все инициативы, на которые соглашалась Армения», - сказал Искандарян.


Он отметил, что сейчас Азербайджан решил изменить свой имидж так, чтобы они вносили предложения, на которые армяне не будут соглашаться. Искандарян заявил, что снижение напряженности является стратегией, к которой стремится Армения, и Азербайджан теперь показывает, что может это сделать. Между тем цели, которые Армения и Азербайджан хотят достичь, совершенно разные, повторил эксперт.