29.03.2024
Вступление Турции в ЕАЭС положительно скажется на Карабахе и армяно-турецких отношениях?
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Польское издание: жёны арестованных Эрдоганом активистов обивают пороги инстанций

После попытки переворота в Турции набралось уже 50 тысяч политических заключённых. Об этом говорится в документальном фильме съёмочной группы из Германии, материал о котором опубликовала польская «Gazeta Wyborcza».


Тележурналист Огуз Услуэр в ночь событий возвращался домой. На мосту над Босфором он стал свидетелем столкновений. Теперь он в тюрьме. Его жена Сюнай была научным сотрудником. Теперь никто не осмеливается взять её на работу, и живёт она на попечении родных. В её социальной карте указано: «Уволена по специальному распоряжению».


«Наша жизнь страшнее карикатур моего мужа. Мы сами стали частью карикатуры», - говорит жена карикатуриста газеты «Cumhurriyet» Мустафы Карта, Севиндж. «Но юмор – пасынок страха. И пока в стране есть место страху, мой муж будет работать», - добавляет она.


Накануне попытки переворота 27-летняя Эзра Эр родила второго ребёнка. Муж, военный из ВМФ, в ночь событий был с ней, а не на уличных столкновениях, но потом его всё равно арестовали. Через 10 месяцев умер их второй ребёнок. «Я не могу спать при выключенном свете. Мне кажется, что мой ребёнок ко мне возвращается», - с усилием говорит она. Родом Эзра из Аданы. Её родители – за Эрдогана и считают зятя виновным. «Они сказали: «Разводись с ним и возвращайся». Поэтому они и не разговаривают со мной. Родные мужа – тоже». Её мужа, Самеда, отпускали только раз, на кладбище. Привезли на автобусе с жандармами. «Так окружили, что я даже не могла его видеть. А что он мог им сделать на похоронах своего ребёнка?». Теперь у неё есть только муж, которого она ждёт, и их первый ребёнок, сын. И – ни денег, ни дома. Её поддерживает газета «Cumhurriyet», где журналисты и их жёны стали одной семьёй. Каждую пятницу редакция подгоняет автобус, чтобы отвезти в тюрьму Силиври, крупнейшую в Европе. Здесь находится около 10 тысяч заключённых.


Был арестован и главный редактор «Cumhurriyet» Джан Дюндар. В 2015 году, ещё до попытки переворота, он и журналист Эрдем Гюль опубликовали расследование о том, как силовые структуры Турции поставляют оружие исламистам в Сирии. Дюндар был заключён, но затем получил убежище в Германии. Его сын живёт в Лондоне, а жена – в Турции, откуда её не выпускают. Но после событий июля 2016 года были арестованы ещё 16 сотрудников газеты. Задержали и 75-летнего Айдына Энгина, которого потом отпустили по возрасту. Теперь он исполняет обязанности главного редактора.


Жёны журналистов борются любыми возможными способами. Но адвокаты в судах боятся защищать их мужей. Для Огуза Услуэра обвинение требует 20 лет тюрьмы, для некоторых его коллег – более 40.


Сейчас в тюрьме Силиври находятся германский журналист турецкого происхождения Дениз Юджель, германский активист по правам человека Петер Штейдтнер. До недавнего времени находился карикатурист Муса Карт. Его выпустили под подписку о невыезде. У входа в тюрьму его встречали активисты и жена. Она знает, что это ещё не конец пути, но руки опускать не хочет.